Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
товъ, поди сюда, поезжай впередъ!" Титовъ поехалъ, а Ласковый быкъ ноб'Ьжалъ. Ти товъ заблудился; Фаддей говоритъ: „не Титовъ заблудился, а вино у него въ голове за блудилось— кругомъ ндетъ: у него отъ вина въ глазахъ мелькаетъ, точно л'Ьсъ кривится". Они путались, путались черезъ тундру; они пргЬхали къ Фот'Ьевой (отецъ невесты) осен ней избе, где живетъ Екатерина ФотЬевна. Будто у лисицы, узгае глаза, зайч!я губы— смотреть npiaTHO на Екатерину Фот^евну; внутри у ней криво и больно (т. е. нездо рова). У болота стоитъ сосна и вся раскривилась; на эту сосну смотреть - то красиво: какъ разрубишь и распластаешь, такъ противъ солнца кривится всякими узорами дерево —такъ и у Екатерины Фогбевны также сердце кривится. Фаддей Романовичъ пргЬхалъ къ Екатерин^ Фотбевне въ Бабенгсгай погостъ. Титовъ да Афимья Егоровна заходили по иогосту и пришли къ Екатерине Фотеевне вечеромъ посидеть, а сваха нрядетъ изъ си- ляны (изъ ножныхъ жилъ оленя) нитки. А жениха нету, онъ въ другой туне, а сваха сидитъ у Екатерины Фотеевны и нрядетъ, и нрядетъ. Приходить Титовъ съ женихомъ: Титовъ впереди и за руку ведетъ жениха и говоритъ передъ тупой Екатерины Фотеевны: „Господи Iucyca Христа и Сына Божм, помилуй меня грешнаго1; .а съ невестиной сто роны отвечаютъ: „Милости просимъ, Иванъ Николаевичъ (имя и отчество Титова), са дись, где мЬсто видишь." Они входятъ и даютъ руку отцу и матери и невесте; неве ста сидитъ у комелька, а женихъ въ болыномъ углу противъ невесты; сваха возле не весты. Они сидели, сидели; потомъ поставили две баски (бабки) на полъ и женихъ съ невестой стали играть. Они сидели, сидели— ушли: до утра проспали.1 Срокъ между сватовствомъ и бракомъ неопределенъ точно; онъ варьируется по по- остамъ; но крайше пределы намечены самой жизнью лопаря. Дело въ томъ, что, реша ясь жениться, лопарь исходитъ изъ чисто хозяйственныхъ соображешй и такъ какъ онъ ступаетъ въ бракъ въ сравнительно позднемъ возрастЬ, то ему ждать долго неудобно; по этому случаевъ, когда женихъ ждетъ годъ или более меладу сватовствомъ и бракомъ, какъ это мы видели у древнихъ лопарей, среди современныхъ русскихъ лопарей почти не встре чается вовсе. Обыкновенно-же браки совершаются между 6-мъ числомъ января и мясо нуста т. е. въ срокъ, частью дозволенный церковью и самый удобный для самихъ лопа рей, которые, какъ известно, живутъ лишь несколько месяцевъ въ своихъ зимнихъ по гостахъ: это то время, когда они после осенняго лова ведутъ несколько более спокой ную и веселую жизнь, чемъ все остальное время года; въ это-то время они ездятъ изъ погоста въ погостъ, навещая другъ друга: въ это-то время происходитъ сватовство и заключается браки; уже поэтому долгаго срока между гЬмъ и другимъ полол!ено быть не можетъ. Женихъ и его семья после рукобитья доляша озаботиться о многомъ: тамъ где унотребителенъ еще за невесту выкупъ, въ тЬсномъ вначеши этого слова, и где объ этомъ заключаютъ особыя услов!я, имъ нужно позаботиться о немъ. Тамъ, где место выкупа заменилъ собой обычай дарить родне невесты вещи и деньги, тамъ требуется приготовить и то и другое. Нуяшо приготовить и запасы для пиршествъ: и рыбы и мяса, а главное возможно больше водки. Женихъ долженъ отыскать себе дружекъ, въ количе стве трехъ, долженъ пригласить и тысяцкаго. В ъ доме невесты не меньше хлопотъ: она готовитъ для себя венчальное платье, для ягениха подарки, если то и другое предусмот рительно не заготовлено ею улш раньше; она долясна найти и сваху и дружекъ („прово-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz