Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

281 ответомъ. После этого женихъ съ родственниками пр№зжаетъ въ домъ невесты; въ этотъ пр1ездъ обыкновенно заключается словесное yc.ioeie о размере платы, которую женихъ долженъ дать за невесту; плата состоитъ въ известномъ количестве оленей, мягкой рухляди или наконецъ въ службе тестю въ теченш известнаго времени. За договороыъ следуетъ ру­ кобитье, т Ьмъ-же способомъ, какъ и на Ловозере: рукобитье кончается молитвой; условш о приданомъ при этомъ не заключаютъ. Женихъ и невеста дарятъ другъ другу подарки: невеста дарить чашку съ морошкой, обувь или опоры, вязаный колпакъ, иоясъ для свекрови; женихъ даритъ ей кольцо, прялку, платокъ; после рукобитья разъежаются по домамъ. Таковы различные виды сватовства среди русскихъ лопарей. После сватовства и рукобитья женихъ получаетъ право посещать свою невесту, и чемъ чаще онъ это де­ лаетъ, темъ более сильное доказательство даетъ онъ своей привязанности къ ней; npie3- жая къ невесте, онъ приноситъ ей всегда какой-нибудь подарокъ, состояний, впрочемъ, преимущественно изъ сластей. В ъ случае отказа невесты стоимость этихъ подарковъ редко требуется обратно, хотя встречаются и тагае женихи, которые требуютъ возмещешя имъ стоимости сластей, которыми они угощали невесту, но тагае случаи крайне редки. Имея право навещать невесту, женихъ, однако, не получаетъ права спать съ ней, какъ это было среди древнихъ лопарей—это право дается ему лишь впоследствш. Вполне понятно, что пр1ездъ жениховъ, выходъ замужъ той или иной девушки является для малолюдныхъ лопарскихъ погостовъ целой эпохой; весь погостъ радуется— если женихъ хорошъ и общимъ голосомъ смеется надъ девушкой, если женихъ плохъ; смеется онъ и надъ женихомъ, неудачно посватавшимся. Благодаря тому интересу, кото­ рый высказываетъ все населеше погоста къ каждому новому сватовству, складывается целый рядъ песенъ, въ которыхъ подробно, съ эпической простотой и безпристрасйемъ разсказывается, кто за кого сватался, какъ кончилось сватовство и т. п. Этихъ песенъ масса и оне вводятъ насъ подробнее въ обстановку лопаря, въ его домашнш бытъ, чемъ передача фактовъ изследователемъ; вотъ почему я и позволю себе привести для образца одну изъ такихъ 1 гЬсенъ, где подробно описывается сватовство и высказывается мнете погощанъ о невесте, которую женихъ хотелъ себе взять. „Фаддей собрался ехать въ Бабенгсгай погостъ, привезти невесту изъ чужаго рода. Сталъ звать съ собой Титова. Титовъ согласился ехать. Титовъ и говоритъ: „Еслибъ ты взялъ Егоровну (свахой) говорить и пособлять хозяйничать!" Народъ говоритъ Фаддеевой матери: „Ты куда, Анна Паповна, запоезжала? въ своемъ погосте не будетъ-ли тебе еще снохи? у васъ тоже есть Домна Антоновна—у васъ со­ сватана была за Фаддея". А Анна Паповна говоритъ: „не надо мне распроклятаго рода; я поеду въ Бабенгсгай погостъ, привезу лучшаго рода". Они и говорятъ: „Какъ-бывы поехали, какъ-бы вамъ погода пала, съ запада палъ-бы ветеръ и снегъ, такъ что вы нигде не могли-бы найти дороги". Фаддей отвечаетъ: „у насъ есть еще олени, есть у насъ черный быкъ, тотъ доедетч>; а если черный быкч> не доедетъ, то доедетъ олень Белая-Шейка, если Ве.чая-Шейка не доедетъ, у насъ есть еще Средняя важенка; если Средняя важенка не доедетъ, у Титова есть еще Ласковый быкъ—тотъ доедетъ". Они вдоль Нотозера поехали— погода пала: нигде дороги не видать, и Фаддей закричалъ: „Ти- 86 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz