Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

280 но восковой свече передъ иконой. Затемъ вс'Ь присутствующее начинаютъ молиться; по окончанш молитвы, женихъ и невеста целуются. После этого приступаютъ къ пирше­ ству, во время котораго обыкновенно подаютъ следуюшдя блюда: 1) кулебяку съ семгой, 2) вареную оленину, 3) жареную оленину, 4) пшенную кашу, съ масломъ, 5) олешй сыръ; между каждой переменой кушанья угощаютъ присутствующихъ водкой. Немнопе изъ лопарей решаются нарушить этотъ установленный обычаемъ порядокъ кушанй. Во время стола женихъ сидитъ рядомъ съ невестой; невеста ничего не берета съ блюда: ее кормитъ женихъ, кладя ей куски съ блюда вч, ротъ. Во время пиршества родители же­ ниха и невесты и тысяцкш сидятъ на главныхъ местахъ. Обрядъ „свечешя свечей" является какъ бы первой частью рукобитья, закрепляю- щаго брачный договоръ. Вторая часть рукобитья совершается обыкновение на следующей день после „свечешя свечей;" это, такъ называемое, „смотренье," ио лопарски „кэтъ вельтемъ стуолэ“ т. е. въ буквальномъ переводе „рукобитный столч,.“ Когда соберутся все родственники обоихъ брачущихся сторонъ, идутъ къ приготовленному столу. Сваха покрываетъ невесту платкомъ и сажаетъ ее за столъ, справа отч, жениха; около невесты садится сваха, около жениха тысяцгай. Когда все присутствующее уселись, женихч, от­ крываете немного платокъ у невесты и смотрите ей въ лицо; за нимъ делаютъ это сваха, затемъ тысяцый, отецъ и мать жениха, наконецч, и вся присутствующая родня жениха. После этого начинается пиршество, во время котораго обычаемъ строго запре­ щено разговаривать. Женихъ, какъ и при „свеченье свечей“ кормитъ невесту; затемч, подаютъ рюмку вина, изъ которой отпиваетъ сначала женихъ, потомъ невеста, до трехч, разъ каждый. Этимъ кончается „смотренье." Оба эти обряда не только даютъ юридиче­ скую силу брачному договору, после котораго женихъ не можетъ отказаться отъ невесты, но даютъ жениху супружесгая права: онъ обыкновенно проводите после „смотренья“ ночь вместе съ невестой. Сходенъ въ общихч, чертахъ сч, двумя последними и способъ сватовства, сооб­ щаемый А. Я. Ефименкой '), но существуютъ и разл^пя, хотя лишь вч, частностяхч,, почему я и позволяю себе привести для полноты изложешя и это сведете. Женихч, съ своимъ отцемъ отправляются въ погостъ, где живетч, невеста и подходяте къ тупе ея родителей. Отецъ творитъ передъ дверью молитву и, нолучивъ въ ответе аминь, входите вч, туиу вместе съ сыномъ. Ставъ впереди сына, опч, предлагает!, вина отцу невесты; тотъ прежде чемъ принять вино спрашиваете: „а что первая рюмка не завяжете? т. е. не сделаетъ-ли приняие вино обязательнымч, для него исполнеше просьбы гостя; отецч, жениха отвечаетъ, что не завяжете, после чего отецч, невесты выпиваете; следующая рюмка назначается для хозяйки, которую та сч, разрешетя мужа также выпиваете. За­ темъ вынивъ еще рюмку, хозяинч, приглашаете жениха сч, отцомъ сесть; отецч, сватаетъ, сынъ молчите. Когда вся водка выпита, отецъ невесты даетъ обещаше подумать и сва- татоццеся уезжаютъ. Если отецъ невесты согласенъ отдать свою дочь въ замужество за сватающагося жениха— онъ посылаете своего сына къ отцу жениха сч, утвердительным!. Юр. Об. Лопарей въ Зап. И. Р. Г. О. т V III, стр. 23, 24.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz