Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

279 вятъ рядомъ и меняютъ у нихъ кольца; после чего невеста получаетъ въ подарокъ отъ жепиха несколько калачей и большой красный платокъ, которымъ она во время свадьбы закрывается. При этомч. угощаютъ родственниковъ жениха тремя рюмками водки; одну рюмку даютъ на обоихъ: жениха и невесту, которые и пыотъ ее поноламъ. Этимъ за­ канчивается рукобитье, после чего всгЬ расходятся. На НотоверЬ, въ Сонгелахъ и Бабенгё мы видимъ снова другой способъ сватов­ ства, Но и тутъ мы не встречаемъ однообраз1я—обгщя черты заключаются въ томъ, что сватовство делается не самимъ женихомъ, какъ на Ловозер'Ь и не родомъ жениха, какъ на naspiitt, а всегда сватомъ, въ роли котораго иногда выступаетъ самъ отецъ жениха, либо сватомъ и свахой; последней часто бываетъ мать жениха; случается и такъ, хотя это и редко, что сваты едутъ одни безъ жепиха. Прйхавъ въ погостъ, гдгЬ жйвутъ родители невесты, сваты приходятъ къ ихъ дому, стучатся въ дверь съ молитвой: „Гос­ поди, 1исусе Христе помилуй насъ грешныхч.." На это имъ отвечаютъ: „аминь." После этого они входятъ, крестятся, и одинъ изъ сватовъ, если ихъ несколько, обращается къ ховяевамъ съ прив'Ьтеттаемъ: „м1ръ вамъ;“ родители отв'Ьчаютъ— „Богъ дастъ." Затемъ сваты приступаютъ къ исполнеищ своего поручетя, причемъ, подобно тому, какъ на Ло­ возер'Ь невесту называготъ уточкой, ей придаютч. назвате медведицы; сваты говорятъ: „есть у стараго медведя дгЬвка-медведица; по лесу шелъ охотникъ молодой, ее подстре­ лить хот'Ьлъ, да жалко стало ее—понравилась она ему сильно. “ При этихъ словахъ свате наливаетъ стаканъ водки и подаетъ отцу невесты; если родители несогласны на бракч., отецъ отказывается отъ вина: въ противномъ случай онч> принимаетъ рюмку и пьетъ; предлагаютъ и матери невесты, которая пьетъ также. Этимч. собственпо заканчивается сватовство; но завершается оно рукобитьемъ, какъ и вч> другихъ м'Ьстностяхъ, причемъ родные нев’Ьсты возможно скорее, иногда даже на сл'Ьдующш день, отправляются къ ро­ дителямъ жениха; но д'Ьлаютъ они это лишь по приглашение посл 'Ь д н й х ъ , причемч> ехать по первому зову считается крайне неприличнымъ; следуетъ подождать, по крайней мере, втораго зова, а то и третьяго и даже больше. Посл'Ь обычнаго угощетя происходитъ ру­ кобитье темъ-же снособомъ, какъ и въ Пазрек'Ь. Кром'Ь этого существуете и другой способч. сватовства: женихъ самъ, выбравъ себе раньше невесту, не 'Ьдетъ къ ней свататься, а посылаетъ сваху. Она отправляется кч. родителям1!» данной девушки и, войдя въ ихъ тупу, после некоторыхъ незначущихч, раз- говоровъ, говоритъ имч. прямо: „отдайте за нашего лшниха, отдайте вашу невесту: же­ нихъ наптъ богате; онъ бойгай, удалый." Родители обыкновенно отв'Ьчаютъ ей на это, „невеста у насъ еще молодая." На это сваха возражаете: „ничего, хоть и молода, но живетъ (т. е. годится)." Затемч, сваха, обращаясь уя:е прямо кч> невесте, (такъ какъ молчанье родителей на послгЬдтя слова свахи, служите. доказательством!) ихъ соглаия) говоритъ: „пойдешь-ли ты замужъ за такого-то." Та отвечаете: „Иду, коли говорятъ: что онч. такой бойкш и удалый“ . Этимъ обыкновенно кончается сватовство. Черезъ некоторое время после сватовства (иногда ва несколько дней до в’Ьнца совер­ шается такч. называемое „св'Ьченье свечей,") родственники нев'Ьсты и лсениха собираются въ домъ къ родителямъ нев'Ьсты; те еще раньше приготовляютъ пиръ. Когда все собра­ лись, женихъ, невеста, родители ихъ, крестные отецъ и мать, сваха и тысяцгай ставятъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz