Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
датъ, ихъ прежде всего угощаютъ водкой, но две рюмки и потомъ съ поклонами гово рятъ: „мы опять васъ побевпокоимъ о старомъ д'Ьл'Ь, о сватовстве1. Гордый и бога тый лопарь никогда не ответитъ на это; онъ даже почти не слушаетъ словъ, съ кото- торыми къ нему обращаются. Ему подносятъ въ такомъ случай третью рюмку водгш и снова повторяютъ извинете ва безпокойство; после этого отецъ невесты отвечаетъ: „у меня есть родственники, безъ нихъ ничего не могу сказать1. В ъ ответъ на эти слова цосылаютъ сейчасъ-же кого нибудь пригласить ихъ въ домъ жениха; по приходе ихъ, имъ подносятъ водки т а т е по две рюмки; на закуску имъ дается либо сырая семга, либо сырой сигъ; богатые же въ скоромпый день подаютъ на закуску и пойду. Когда всехъ пришедшихъ родственниковъ невесты обнесутъ виномъ и закуской, родственники жениха все встаютъ, кланяются родственникамъ невесты и говорятъ: „мы опять о томъ- же деле NN и NN (называя по имени и отчеству родителей невесты)1, иногда при бавляютъ имена и отчества еще ближайших!, родственниковъ ея. Те отвечаютъ: „куда голова—туда и хвостъ1 (Кусъ войва-токко пецики). После этого родители невесты объ- являютъ о своемъ соглаши, отдать свою дочь замужъ за даннаго жениха; родители же ниха и его родственники просятъ у нихъ, чтобы они скрепили свое соглаие рукобитьемъ, но родители невесты отвечаютъ обыкновенно: „на первый разъ довольно и слова, и руку взять успеете потомъ*. Этимъ и кончается сватовство, рукобитье-же совершается не сколько дней спустя при следующихъ обстоятельствахъ. По прошествш несколькихъ дней родители зкениха ириглашаютъ къ себе родите лей невесты и съ ними уговариваются на счетъ дня рукобитья (Китъ вальдемъ). Со гласившись между собою, они приглашаютъ всехъ своихъ родственииковъ присутствовать при совершенш его. Родственникамъ невесты уступаютъ въ тупе почетное место—на лавкахъ и около стола, а родственники жениха размещаются, уже где кто можетъ. Уго щаютъ также сначала родственниковъ невесты, затемъ уже родственниковъ жениха; эти иоследше, однако, пыотъ первые рюмки водки, въ силу лопарскаго обычая, по которому первая рюмка нринадлежитъ всегда хозяевамъ, каковыми въ данномъ случае являются все родственники ягениха. После угощешя, родственники жениха встаютъ и съ поклонами просятъ у родственниковъ невесты рукъ, т. е. совершить рукобитье. Родители брачу- щихся сторонъ подаютъ другъ другу руки накрестъ; такке поступаютъ и крестные родители брачущихся сторонъ; ва этимъ следуетъ молитва; какой-нибудь старикъ чи- таетъ передъ иконой, передъ которой въ это время теплится всегда лампада, — молитву „Достойно есть, яко воистину и пр.“ . По окончаши молитвы начинаются взаимныя по- здравлетя; отцы поздравляютъ другъ друга варученными сватами, a nponie съ заручен- ными женихомъ и невестою. Когда все ноздравятъ родителей брачущихся сторонъ и за темъ взаимно другъ друга, причемъ все подаютъ другъ другу руки, обяосятъ всехъ еще виномъ говоря; „хлебъ завозный, дело дорожное, не осудите1. Затемъ следуетъ молитва, после которой все, въ томъ числе и женихъ, отправляются къ невесте, кото рая въ это время лежитъ закрытая писягой; (цисяга слуяштъ лопарямъ одеяломъ и де лается ими изъ белой шерсти, причемъ проиускаютъ белыя и черныя полосы). Невеста, покрытая этимъ одеяломъ, леяштъ все время, пока совершается обрядъ рукобитья; ее окруяшотъ девушки и поютъ ей песни про девичье яштье. Жениха съ невестой ста-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz