Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

277 дайте дочку вашу замужъ за меня". Родители молчатъ: женихъ повторяете нисколько разъ свою просьбу, наконецъ, родители даютъ либо свое согласю, либо отказываютъ. Если родители не уверены вч> желанш своей дочери выдти замужъ за сватающагбся, они назначаютъ день для рукобитья, въ который прйзжаютъ родители и родственники же­ ниха въ домъ родителей невесты: отцы подаютъ другъ другу руки, кто нибудь разни­ маете ихъ; зат'Ьмъ следуете угощеше водкой, которую поставляетъ сторона жениха. Лишь после этого договоръ считается заключеннымъ. Если - же родители невесты уве­ рены въ ея согласш, они совершаготъ рукобитье тотчасъ после сватовства, причемъ, если родители жениха пргЬхали съ нимъ вместе и остановились лишь въ ожиданш результа- товъ сватовства въ другой тупе— ихъ приглашаютъ въ домъ родителей невесты и тамъ совершается немедленно же рукобитье; въ случае, если родители не гцйехали вместе съ нимъ, рукобитье совершается и съ женихомъ. Какъ при сватовстве и при рукобитье, такъ и впоследствш, уговоровъ о придапомъ не бываетъ: женихъ не знаете приданаго своей невесты, такъ какъ увеличить его всегда зависитъ отъ воли ея родителей, но ко­ личество головъ оленей, которое образуетъ, такъ сказать, основу ея приданаго, какъ не­ зависимое отъ воли родительской, ему хорошо известно. В ъ Пазреке сватовство совершается следующимъ образомъ: тотчасъ по получе­ ны соглаия на бракъ, отъ собравшихся родственниковъ носылаютъ старшаго брата или дядю, или вообще какого-нибудь члена большой родни къ родителямъ невесты; онъ, явившись къ нимъ, приглашаете ихъ въ домъ родителей жениха следующими сло­ вами: „придите (имя и отчество) къ намъ погостить". Те, нарядившись въ луч­ шее платье, немедленно отправляются на зовъ. По приходе ихъ въ домъ родителей же­ ниха имъ подносятъ чарки по две вина, затемъ все присутствующие имъ кланяются и говорятъ: „извините, что мы васъ побезпокоили; мы хотимъ у васъ посватать NN (имя и отчество девушки) за NN (имя и отчество жениха)". Родители девушки въ свою оче­ редь кланяются, благодарятъ, но объявляютъ: „мы теперь ничего не знаемъ одни, пой- демъ подумаемъ, поговоримъ съ невестой и съ родными, и тогда скажемъ". Если-же ро­ дители девушки желаютъ отказать жениху— они прямо объявляютъ о своемъ несогласии, но отказы бываютъ редко. Родители невесты возвращаются къ себе и созываютъ на род­ ственный советъ живущихъ въ погосте своихъ родственниковъ и спрашиваютъ ихъ о согласш на выдачу девушки замужъ; те редко, конечно, противятся. Когда соглайе род­ ственниковъ испрошено, обращаются и къ самой девушке; если та согласна, она отве­ чаете просто: „какъ хотите, сами знаете", или даже просто отмалчивается. Если-же она несогласна на бракъ съ даппымъ лопаремъ, она объявляете своимъ родителямъ: „по­ дите, да не пейте, а пить будете, то пейте пе меня, а сухую чурку (дрова) или важенку въ кегорахъ. Пусть онъ беретъ ихъ женою, а не меня". Просьбы девушки обыкновенно уважаются и, если она не согласна на бракъ, следуете отказъ. Вскоре после ухода роди­ телей невесты, за ними изъ дома жениха присылаютъ вновь съ приглашетемъ придти; они благодарятъ и, кончивъ советъ съ родственниками и спросивъ соглаые дочери, отправ­ ляются въ домъ жениха. Если приходится отказать, то отправляется одинъ отецъ и, придя въ домъ жениха, говоритъ: „родные и невеста не согласны, а я ничего не могу сделать". Если следуетъ coraacie, то отправляются вместе и отецъ и мать невесты. Когда спи прихо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz