Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
277 дайте дочку вашу замужъ за меня". Родители молчатъ: женихъ повторяете нисколько разъ свою просьбу, наконецъ, родители даютъ либо свое согласю, либо отказываютъ. Если родители не уверены вч> желанш своей дочери выдти замужъ за сватающагбся, они назначаютъ день для рукобитья, въ который прйзжаютъ родители и родственники же ниха въ домъ родителей невесты: отцы подаютъ другъ другу руки, кто нибудь разни маете ихъ; зат'Ьмъ следуете угощеше водкой, которую поставляетъ сторона жениха. Лишь после этого договоръ считается заключеннымъ. Если - же родители невесты уве рены въ ея согласш, они совершаготъ рукобитье тотчасъ после сватовства, причемъ, если родители жениха пргЬхали съ нимъ вместе и остановились лишь въ ожиданш результа- товъ сватовства въ другой тупе— ихъ приглашаютъ въ домъ родителей невесты и тамъ совершается немедленно же рукобитье; въ случае, если родители не гцйехали вместе съ нимъ, рукобитье совершается и съ женихомъ. Какъ при сватовстве и при рукобитье, такъ и впоследствш, уговоровъ о придапомъ не бываетъ: женихъ не знаете приданаго своей невесты, такъ какъ увеличить его всегда зависитъ отъ воли ея родителей, но ко личество головъ оленей, которое образуетъ, такъ сказать, основу ея приданаго, какъ не зависимое отъ воли родительской, ему хорошо известно. В ъ Пазреке сватовство совершается следующимъ образомъ: тотчасъ по получе ны соглаия на бракъ, отъ собравшихся родственниковъ носылаютъ старшаго брата или дядю, или вообще какого-нибудь члена большой родни къ родителямъ невесты; онъ, явившись къ нимъ, приглашаете ихъ въ домъ родителей жениха следующими сло вами: „придите (имя и отчество) къ намъ погостить". Те, нарядившись въ луч шее платье, немедленно отправляются на зовъ. По приходе ихъ въ домъ родителей же ниха имъ подносятъ чарки по две вина, затемъ все присутствующие имъ кланяются и говорятъ: „извините, что мы васъ побезпокоили; мы хотимъ у васъ посватать NN (имя и отчество девушки) за NN (имя и отчество жениха)". Родители девушки въ свою оче редь кланяются, благодарятъ, но объявляютъ: „мы теперь ничего не знаемъ одни, пой- демъ подумаемъ, поговоримъ съ невестой и съ родными, и тогда скажемъ". Если-же ро дители девушки желаютъ отказать жениху— они прямо объявляютъ о своемъ несогласии, но отказы бываютъ редко. Родители невесты возвращаются къ себе и созываютъ на род ственный советъ живущихъ въ погосте своихъ родственниковъ и спрашиваютъ ихъ о согласш на выдачу девушки замужъ; те редко, конечно, противятся. Когда соглайе род ственниковъ испрошено, обращаются и къ самой девушке; если та согласна, она отве чаете просто: „какъ хотите, сами знаете", или даже просто отмалчивается. Если-же она несогласна на бракъ съ даппымъ лопаремъ, она объявляете своимъ родителямъ: „по дите, да не пейте, а пить будете, то пейте пе меня, а сухую чурку (дрова) или важенку въ кегорахъ. Пусть онъ беретъ ихъ женою, а не меня". Просьбы девушки обыкновенно уважаются и, если она не согласна на бракъ, следуете отказъ. Вскоре после ухода роди телей невесты, за ними изъ дома жениха присылаютъ вновь съ приглашетемъ придти; они благодарятъ и, кончивъ советъ съ родственниками и спросивъ соглаые дочери, отправ ляются въ домъ жениха. Если приходится отказать, то отправляется одинъ отецъ и, придя въ домъ жениха, говоритъ: „родные и невеста не согласны, а я ничего не могу сделать". Если следуетъ coraacie, то отправляются вместе и отецъ и мать невесты. Когда спи прихо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz