Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
разстраивается и лопарь долженъ либо искать себе другую невесту, либо избрать ту, ко торую указали ему родственники. Но подобные случаи крайне редки и. обыкновенно, со веть, посудивши и угостившись вдоволь—даетъ свое согламе. Родители-же, какъ я гово- рилъ, р^дко препятствуютъ выбору сына. Сватовство совершается неодинаково въ раз- ныхъ местностяхъ русской Лапландш и даже значеше его неодинаково: въ однехъ мест ностяхъ оно имеетъ обязательную силу, такъ какъ соединяется съ рукобитьемъ, после котораго договоръ считается заключеннымъ, въ другихъ, где рукобитье совершается ино гда даже довольно долгое время после сватовства, это последнее имеетъ силу лишь предварительныхъ переговоровъ и никакихъ последствй въ случае отказа за собой не влечетъ. Отсюда можпо вывести заключеше, что сватовству, какъ таковому, лоиари ие при даюсь особаго значешя— вся сила въ рукобитье, отъ котораго договоръ получаетъ юри дическую силу. Сама форма сватовства разнится по погостамъ: въ однихъ женихъ едетъ одинъ свататься, въ другихъ онъ приглашаетъ себе на помощь свата, въ третьихъ кроме свата съ нимъ едетъ и сваха, наконецъ, иногда роль свата беретъ па себя отецъ же ниха, роль свахи-—мать; едутъ иногда съ женихомъ и все его родственники. Такъ въ Ловозерскомъ погосте женихъ отправляется одинъ къ дому родителей невесты; онъ стучится въ дверь, говоря: „пустите нрохожаго человека ночевать.1 Отецъ невесты бываетъ уже раныпе предупрежденъ о сватовстве, такъ какъ женихъ, пр!езжая въ погостъ, где живетъ его невеста, останавливается у кого-нибудь другаго, который и предупреждаетъ родителей невесты о прибытш жениха для ихъ дочери. На просьбу же ниха пустить его ночевать, отецъ невесты, отвечаетъ: „у меня нетъ квартиры для иро- хожихъ.1 Женихъ обращается съ той-же просьбой къ матери, которая ему отвечаетъ то-же, что и отецъ. После этого женихъ говоритъ: „я не унесу ничего въ доме.“ Отецъ отвечаетъ: „не унесешь хотя— а у меня квартиры для прохояшхъ нетъ.“ Женихъ про- должаетъ просить: „отвори, не унесу ничего." Тогда открываюсь дверь, и женихъ, войдя въ тупу, кланяется родителямъ невесты и говоритъ: „я пришелъ за уточкой; не могу-ли уточку поймать?" На это ему отецъ отвечаетъ: „мою уточку будетъ тебе солоно есть: я сделался старъ; худо вижу— безъ лея пе могу оставаться." Сватающйся возражаетъ на это: „я буду уточку мою кормить: сыта будетъ она." Если родители не хотятъ сватаю- щагося видеть своимъ зятемъ, они отказываются и я{енихъ уходить; если-же они согласны выдать свою дочь замужъ за сватающагося, то мать невесты после обещашя жениха кормить уточку говоритъ: „коли будетъ сыта, можно отдать." Отецъ даетъ таете свое согламе и высказываетъ и услов1я, при которыхъ онъ желаетъ, чтобы дочь его жила: „будешь кормить— будешь ей владеть; тебе нужно ее беречь, никому въ обиду не давать, чтобы никто не обижалъ, ни чуж1е, ни свои. Именья мы даемъ своей дочери; возьми— слушайся жены, тогда можешь взять; она будетъ слушаться,— ты будешь слу шаться: депьги наживете; не будете слушаться, ничего не наяшвете. А будете слушаться— все хорошо будете жить; свекру и свекрови не давай въ обиду: обшкать будутъ—можешь прочь отъ нихъ отойти." Женихъ говоритъ на это: „я буду слушаться жены, не дамъ ея въ обиду никому, ни своимъ, ни чужимъ". Иногда сватовство происходитъ и проще: женихъ, явившись въ домъ родителей невесты, начинаетъ просто кланяться, говоря: „от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz