Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

разстраивается и лопарь долженъ либо искать себе другую невесту, либо избрать ту, ко­ торую указали ему родственники. Но подобные случаи крайне редки и. обыкновенно, со­ веть, посудивши и угостившись вдоволь—даетъ свое согламе. Родители-же, какъ я гово- рилъ, р^дко препятствуютъ выбору сына. Сватовство совершается неодинаково въ раз- ныхъ местностяхъ русской Лапландш и даже значеше его неодинаково: въ однехъ мест­ ностяхъ оно имеетъ обязательную силу, такъ какъ соединяется съ рукобитьемъ, после котораго договоръ считается заключеннымъ, въ другихъ, где рукобитье совершается ино­ гда даже довольно долгое время после сватовства, это последнее имеетъ силу лишь предварительныхъ переговоровъ и никакихъ последствй въ случае отказа за собой не влечетъ. Отсюда можпо вывести заключеше, что сватовству, какъ таковому, лоиари ие при­ даюсь особаго значешя— вся сила въ рукобитье, отъ котораго договоръ получаетъ юри­ дическую силу. Сама форма сватовства разнится по погостамъ: въ однихъ женихъ едетъ одинъ свататься, въ другихъ онъ приглашаетъ себе на помощь свата, въ третьихъ кроме свата съ нимъ едетъ и сваха, наконецъ, иногда роль свата беретъ па себя отецъ же­ ниха, роль свахи-—мать; едутъ иногда съ женихомъ и все его родственники. Такъ въ Ловозерскомъ погосте женихъ отправляется одинъ къ дому родителей невесты; онъ стучится въ дверь, говоря: „пустите нрохожаго человека ночевать.1 Отецъ невесты бываетъ уже раныпе предупрежденъ о сватовстве, такъ какъ женихъ, пр!езжая въ погостъ, где живетъ его невеста, останавливается у кого-нибудь другаго, который и предупреждаетъ родителей невесты о прибытш жениха для ихъ дочери. На просьбу же­ ниха пустить его ночевать, отецъ невесты, отвечаетъ: „у меня нетъ квартиры для иро- хожихъ.1 Женихъ обращается съ той-же просьбой къ матери, которая ему отвечаетъ то-же, что и отецъ. После этого женихъ говоритъ: „я не унесу ничего въ доме.“ Отецъ отвечаетъ: „не унесешь хотя— а у меня квартиры для прохояшхъ нетъ.“ Женихъ про- должаетъ просить: „отвори, не унесу ничего." Тогда открываюсь дверь, и женихъ, войдя въ тупу, кланяется родителямъ невесты и говоритъ: „я пришелъ за уточкой; не могу-ли уточку поймать?" На это ему отецъ отвечаетъ: „мою уточку будетъ тебе солоно есть: я сделался старъ; худо вижу— безъ лея пе могу оставаться." Сватающйся возражаетъ на это: „я буду уточку мою кормить: сыта будетъ она." Если родители не хотятъ сватаю- щагося видеть своимъ зятемъ, они отказываются и я{енихъ уходить; если-же они согласны выдать свою дочь замужъ за сватающагося, то мать невесты после обещашя жениха кормить уточку говоритъ: „коли будетъ сыта, можно отдать." Отецъ даетъ таете свое согламе и высказываетъ и услов1я, при которыхъ онъ желаетъ, чтобы дочь его жила: „будешь кормить— будешь ей владеть; тебе нужно ее беречь, никому въ обиду не давать, чтобы никто не обижалъ, ни чуж1е, ни свои. Именья мы даемъ своей дочери; возьми— слушайся жены, тогда можешь взять; она будетъ слушаться,— ты будешь слу­ шаться: депьги наживете; не будете слушаться, ничего не наяшвете. А будете слушаться— все хорошо будете жить; свекру и свекрови не давай въ обиду: обшкать будутъ—можешь прочь отъ нихъ отойти." Женихъ говоритъ на это: „я буду слушаться жены, не дамъ ея въ обиду никому, ни своимъ, ни чужимъ". Иногда сватовство происходитъ и проще: женихъ, явившись въ домъ родителей невесты, начинаетъ просто кланяться, говоря: „от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz