Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

275 леннаго ей съ колыбели жениха—то родители опять-таки после некоторой борьбы усту- иаютъ желанно своихъ детей. Наметивъ себе невесту, а иногда и двухъ, и трехъ, за которыхъ лопарь хочетъ свататься, онъ отправляется къ своимъ родителямъ, причемъ приноситъ съ собой какое-ни­ будь угогцете: обыкновенно, впрочемъ, водки; предложивъ родителямъ выпить—онъ обык­ новенно обращается къ нимъ съ вопросомъ: „не нора-ли мне жениться? скоро буду уже и старикъ'1. Родители, если не имеютъ ничего противъ этого, отвечаютъ обыкновенно, „Богъ тебя благос.товитъ; где только ты думаешь жениться?" Сынъ объявляетъ о наме- ченныхъ имъ невестахъ; этимъ разговоръ ихъ съ сыномъ обыкновенно и кончается. По- лучивъ такимъ образомъ молчаливое разрешеше отъ родителей, лопарь долженъ получить его и отъ своихъ родственниковъ. Родители вследств1е этого собираютъ родственный советъ. К ъ этому совету привлекаются иногда решительно все члены рода желающаго жениться лопаря: иногда зовутъ лишь техъ родственниковъ, которые составляют!^, такъ называемую, большую родню; чаще однако случается, что приглашаются все родственники и свойственники родителей жениха, живушде въ томъ-же погосте, где и последте; лица, состоящая съ родителями жениха, или съ самимъ женихомъ въ духовномъ родстве, также не исключаются обыкновенно отъ присутетжя и учаспя въ совете; что же касается крест- ныхъ отца и матери, то они являются необходимыми членами совета, и голосъ ихъ является очень вескимъ. Когда родственники соберутся, ихъ угощаютъ виномъ. Прежде, когда торговля ромомъ была свободна, въ Пазреке пили при этомъ очень много; теперь- же не более одной, двухъ рюмокъ. Для непьющихъ заготовляютъ медъ и угощаютъ ихъ медомъ, разведеннымъ съ водою. В ъ другихъ местностяхъ при родственномъ совете про- должаютъ и въ настоящее время пить очень много; вместо водки и меда иногда подаютъ и пиво. Во время угощетя родители жениха, имъ объявляютъ что ихъ сынъ хочетъ свататься за такую-то. Родственники редко противоречатъ: обыкновенно они даютъ со- гламе, говоря: „не намъ жить, а ему; самъ знаеть." (Пазрека). В ъ другихъ местностяхч> (Довозеро, Нотозеро) роль родственниковъ не ограни­ чивается выражетемъ простаго соглагая, хотя, конечно, и таме случаи тамъ не редки; чаще, однако, они обсуждаютъ вопросъ всесторонне, принимаютъ во внимаше и приданое невесты, и ея личныя качества, и ея родъ, и личность родителей невесты, и сообразно съ темъ, сойдутся-ли они или нетъ во взгляде своемъ на невесту со взглядомъ на нее жениха, они или даютъ свое соглаае, либо лредлагаютъ отъ себя другихъ невестъ, либо, нако­ нецъ, отсоветываютъ жениху жениться, предлагая ему еще подождать. Наиболее вессий голосъ на такомъ родственномъ совете принадлежитъ крестнымъ отцу и матери жениха и, главнымъ образомъ, его родной матери: та уже давно знаетъ всехъ невестъ не только своего, но и чужихъ погостовъ, успела подробно разузнать все мелочи жизни семействъ, где есть невеста и поэтому, вооруженная этими сведеньями, всегда можетъ одержать верхъ надъ всеми присутствующими, менее ея осведомленными въ этомъ отношенш родствен­ никами. Редко однако мать выступаетъ въ качестве противницы желанй своего сына; скорее наоборотъ— ей чаще приходится защищать невесту отъ нападковъ или насме- шекъ родственниковъ. Лишь после того, какъ родственный советъ санкщонируетъ вы- боръ жениха, начинается сватовство; въ случае отказа родственниковъ въ согласш— бракъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz