Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
275 леннаго ей съ колыбели жениха—то родители опять-таки после некоторой борьбы усту- иаютъ желанно своихъ детей. Наметивъ себе невесту, а иногда и двухъ, и трехъ, за которыхъ лопарь хочетъ свататься, онъ отправляется къ своимъ родителямъ, причемъ приноситъ съ собой какое-ни будь угогцете: обыкновенно, впрочемъ, водки; предложивъ родителямъ выпить—онъ обык новенно обращается къ нимъ съ вопросомъ: „не нора-ли мне жениться? скоро буду уже и старикъ'1. Родители, если не имеютъ ничего противъ этого, отвечаютъ обыкновенно, „Богъ тебя благос.товитъ; где только ты думаешь жениться?" Сынъ объявляетъ о наме- ченныхъ имъ невестахъ; этимъ разговоръ ихъ съ сыномъ обыкновенно и кончается. По- лучивъ такимъ образомъ молчаливое разрешеше отъ родителей, лопарь долженъ получить его и отъ своихъ родственниковъ. Родители вследств1е этого собираютъ родственный советъ. К ъ этому совету привлекаются иногда решительно все члены рода желающаго жениться лопаря: иногда зовутъ лишь техъ родственниковъ, которые составляют!^, такъ называемую, большую родню; чаще однако случается, что приглашаются все родственники и свойственники родителей жениха, живушде въ томъ-же погосте, где и последте; лица, состоящая съ родителями жениха, или съ самимъ женихомъ въ духовномъ родстве, также не исключаются обыкновенно отъ присутетжя и учаспя въ совете; что же касается крест- ныхъ отца и матери, то они являются необходимыми членами совета, и голосъ ихъ является очень вескимъ. Когда родственники соберутся, ихъ угощаютъ виномъ. Прежде, когда торговля ромомъ была свободна, въ Пазреке пили при этомъ очень много; теперь- же не более одной, двухъ рюмокъ. Для непьющихъ заготовляютъ медъ и угощаютъ ихъ медомъ, разведеннымъ съ водою. В ъ другихъ местностяхъ при родственномъ совете про- должаютъ и въ настоящее время пить очень много; вместо водки и меда иногда подаютъ и пиво. Во время угощетя родители жениха, имъ объявляютъ что ихъ сынъ хочетъ свататься за такую-то. Родственники редко противоречатъ: обыкновенно они даютъ со- гламе, говоря: „не намъ жить, а ему; самъ знаеть." (Пазрека). В ъ другихъ местностяхч> (Довозеро, Нотозеро) роль родственниковъ не ограни чивается выражетемъ простаго соглагая, хотя, конечно, и таме случаи тамъ не редки; чаще, однако, они обсуждаютъ вопросъ всесторонне, принимаютъ во внимаше и приданое невесты, и ея личныя качества, и ея родъ, и личность родителей невесты, и сообразно съ темъ, сойдутся-ли они или нетъ во взгляде своемъ на невесту со взглядомъ на нее жениха, они или даютъ свое соглаае, либо лредлагаютъ отъ себя другихъ невестъ, либо, нако нецъ, отсоветываютъ жениху жениться, предлагая ему еще подождать. Наиболее вессий голосъ на такомъ родственномъ совете принадлежитъ крестнымъ отцу и матери жениха и, главнымъ образомъ, его родной матери: та уже давно знаетъ всехъ невестъ не только своего, но и чужихъ погостовъ, успела подробно разузнать все мелочи жизни семействъ, где есть невеста и поэтому, вооруженная этими сведеньями, всегда можетъ одержать верхъ надъ всеми присутствующими, менее ея осведомленными въ этомъ отношенш родствен никами. Редко однако мать выступаетъ въ качестве противницы желанй своего сына; скорее наоборотъ— ей чаще приходится защищать невесту отъ нападковъ или насме- шекъ родственниковъ. Лишь после того, какъ родственный советъ санкщонируетъ вы- боръ жениха, начинается сватовство; въ случае отказа родственниковъ въ согласш— бракъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz