Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
хотелъ жениться на младшей, женился на ней“ . Подобныхъ разсказовъ ходитъ много среди лоиарей, и девушка, знающая ихъ, въ состоянш составить себе известный ко- дексъ правилъ, руководствуясь которыми всегда можетъ разсчитывать производить хо рошее впечатаете на ириходящихъ смотреть на нее жениховъ; первое же ywioeie для нея быть хорошей хозяйкой. Какш нибудь ограничетя для вступлешя въ бракъ лопарю неизвестны, по до- стижевш имъ возраста, въ которомъ онъ считается уже женихомъ. Действительно есть указав!я какъ ио отношение скандинавской и финляндской Лапландш, такъ и относи тельно русской, что жениться могъ лишь тотъ, кто умелъ поймать и освежить дикаго оленя. Соблюдается-ли это среди скандинавскихъ и финляндскихъ лопарей и по настоящее время, мне неизвестно; что касается современныхъ русскихъ лопарей, то, если это правило и существовало раньше, оно въ настоящее время уя:е оттого не можетъ исполняться въ большинстве местностей русской Лапландш, что дикихъ оленей почти что не встречается вовсе. В ъ выборе своемъ женихъ также совершенно свободенъ, такъ какъ у лопарей нетъ обычая, по которому старшая дочь непременно должна выдти замужъ ранее млад шей. Поэтому если лопарь сочтетъ более удобнымъ для себя жениться на третьей дочери, тогда какъ две старппя еще не вышли замужъ, онъ можетъ безпрепятственно свататься, и, если не будетъ никакихъ препятствгй, жениться на ней. Для родителей невесты требуется, чтобы ихъ будупцй зять былъ богатъ или работящй человекъ и уже не слишкомъ большой пьяница. Когда две семьи роднятся, обращается внимаше и на родъ, къ которому каждая изъ нихъ принадлежите, и часто родители не даютъ соглайя своему сыну на сватовство, если облюбованная имъ невеста плохаго рода, т. е. рода неуважаемаго, и родители невесты отказываютъ жениху, если онъ принадлежите, по ихъ мненпо, къ плохому роду. Однако существеннымъ и даже почти необходимымъ услов!емъ для совершетя брака является соглаие не только родителей жениха, но и всего его рода или, по крайней мере, большой его родни, а также его крестныхъ отца и матери. Редко бываютъ слу чаи, что сами родители первые предлагаютъ своему сыну жениться и указывайте ему на ту или иную девушку; самъ лопарь обыкновенно отыскиваете себе невесту, поэтому браки противъ желашя жениха почти что не случаются вовсе; родители невесты, дей ствительно, часто до известной степени принуждаютъ ее дать свое cornacie на бракъ, но и это бываетъ очень редко, такъ какъ лопари, вообще, отличаются большою нежностью къ детямъ, и, если невеста будетъ очень противиться браку съ человекомъ ей не жела- тельнымъ, то родители, какъ-бы данный сватающйся не былъ для нихъ пр1ятенъ, „по- бранятъ, побранятъ и уступите". В ъ качестве переживатя встречаются, действительно, случаи, что два лопарскихъ отца семейства, соединенные другъ съ другомъ узами друж бы, сосватываютъ своихъ детей, когда те находятся еще въ колыбели: но этотъ уго- воръ между обоими родителями, если и является обязательнымъ для нихъ самихъ,—не- обязателенъ для детей: родители въ такихъ случаяхъ стараются на нихъ воздействовать, но если почему-либо сыну не хочется свататься за указываемую ему девушку, или на оборотъ, если при такихъ услов1яхъ и невеста не хочетъ выходить замужъ за опреде-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz