Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
22 до времени первыхъ известай о нихъ скандинавскихъ источниковъ оне соседи другъ съ другомъ, не первое стол'Ьйе состояли то въ миролюбивыхъ, торговыхъ отношешяхъ, то во враждебныхъ. Давность столкновешя обоихъ народовъ подтверждается еще и т'Ьмъ, что лопари оставили по себе воспомипаше въ произведешяхъ народпаго творчества скаидинавовъ: карлики, или лучше сказать, племя карликовъ, которому отведено такое большое место въ сказашяхъ скандинавовъ, но общему M iitm io, есть ничто иное какъ лопарское племя. Остается еще вопросъ: на какой степени культуры стояли лопари въ эту далекую доисторическую эпоху своей лишни. Дюбенъ на основами даштыхъ, нолученныхъ имъ изъ изследовашя языка лопарей, такъ рисуетъ намъ культуру ихъ въ момептъ, когда они въ незапамятный времена впервые столкнулись съ северными представителями германской расы. Лопари, пишетъ онъ, въ это время не составляли правильная, организовавнаго общества и не выработали еще правильнаго управлетя. Они находились па патр1архальной стадш развитая и делились на отдельный семьи, съ многочисленными наименовашями для самыхъ различныхъ вйдовъ родства. Опи не знали другихъ мЬръ, кроме меръ естествен- ныхъ (локоть, дюймъ); меры веса имъ не были известны. Считать они могли лишь до десяти и долгое время, въ счете не шли дальше этого числа. Они не умели считать время, не знали письменъ, и никакого вида искусства, кроме разве вырезыванья но дереву. Единственные письменные знаки были тамги, которые съ древнихъ вековъ сохра нились и по наше время и которые можно встретить при метке на ушахъ оленей. Они не были знакомы ни со скотоводствомъ, ни съ земледел 1 емъ; не были имъ также знакомы даже самые простые предметы производства другихъ народовъ. Авторъ считаетъ несо- мненнымъ, что лонарямъ въ эту эпоху были известны способы утилизировать сЪвернаго оленя и вероятнымъ, что лопари сделали оленя въ то время своимъ домашнимъ живот- нымъ, но доить его они еще не умели и молоко имъ не было известно. Одежды лопари изготовляли не изъ растительныхъ матер!аловъ, а, изъ кожъ оленей или шкуръ дикихъ животныхъ; искусство сшивать одежды имъ было уже знакомо, именно при помощи нитокъ сделанныхъ изъ жилъ. Металловъ они не знали. Нельзя, по мненно Дюбена, сказать съ достоверностью, умели-ли они строить себе жилища и вероятнее, что жилищами служили имъ пещеры или древесныя ветви. Все доказываетъ, что лопари были въ то время уже рыболовами и охотниками, и что собаку они успели уже сделать ручной. Такова картина, заключаетъ Дюбенъ, которую даетъ намъ о лопаре изучете языка— и первое появлеше его въ исторш иоказываетъ памъ его приблизительно такимъ же, какимъ онъ былъ въ эпоху своего перваго столкновешя со скандинавами" 1). Что касается степени культуры лопарей, насеняющихъ и населявшихъ Pocciio, то, такъ какъ основательное изучеше ихъ языка не было еще предпринято, этотъ вопросъ остается неразрешеннымъ. Некоторое освещете въ этомъ отношенш логутъ дать рас- конки въ Олонецкой губ., въ т'Ьхъ местностяхъ, где заведомо жили лопари. Попытка такого рода была сделана И. С. Поляковымъ: следуя указатямъ Лазаря Муромскаго, онъ предпринялъ раскопки около Муромскаго озера. Действительно около монастыря, при устье Dtiben. La Laponie et les Lapons.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz