Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
второе ycioBie играетъ бол'Ье важную роль, чгЬиъ первое; действительно, лопарь мало смотритъ на красоту своей будущей жены, не обращаетъ также особаго вниматя и на л'Ьта ея, если она богата или хорошая хозяйка; всл’Ьдств 1 е этого богатая вдова, всегда можетъ надгЬяться выдти замужъ за лопаря, который по л'Ьтан'ь годился бы ей въ сы новья, Но важн'Ье всего то, чтобы девушка была хорошей хозяйкой; что это услов1е ставится лопаремъ на первое место, при выборе себе супруги, объясняется достаточно самимъ образомъ жизни лоиаря; семьи все неболышя, работы множество, нанимать ра- бочихъ могутъ только немногие, более состоятельные лопари—следовательно, жена должна быть въ полномъ смысле помощницей лопаря: на ней лежатъ не только хозяйственныя обязанности, въ узкомъ смысле этого слова,— она должна и помогать ему при ловле рыбы и при уходе за оленями и т. д. Благодаря этому, часто случается, что богатый лопарь женится на бедной, если та хорошая хозяйка и, наоборотъ, бедный лопарь не пойдетъ свататься къ богатой лопарке, если она плохая хозяйка. Насколько лопарь ста- витъ важнымъ услов1емъ при выборе себе невесты ея хозяйственныя способности, до казываете то большое количество песенъ и разсказовч,, которые ходятъ вч, устахъ ло парей по этому поводу; эти простые безъискусственные разсказы съ достаточной ясностью говорятъ, чего требуетъ лопарь отч, своей невесты. Приведу для примера разсказч, и песню, ходяшде среди нотозерскихъ и сонгельскихъ лопарей по этому поводу: „женихъ, повествует!, песня, ходилъ свататься къ девке; женихъ былч, богатъ, девка нужная (т. е. бедная) была. Часто онъ ходилъ—каждый вечерч, ходилъ посматривать. Разч, при- шелъ—вч, комелыгЬ огня нЬте— темно, ничего не видать; сами ужинаютъ. Женихч, при- телъ и говоритъ: „что вы здесь делаете— сами ужинаете, а въ комельке огня нетъ? Я думаю, я кч, невестЬ пришелъ, а она только чавкаете, кает, есть, словно у проруби белье полощетъ". Женихъ повернулся и ходить больше не сталъ— на другой женился “ . Другая бывальщина несколько подробнее развиваетъ ту же тему; если въ первой ягенихъ отказывается только оттого, что огонь не былъ разложенъ вч, комельке— важный безпо- рядокъ вч, тупе лопаря, то вч; следующей женихъ требуетъ более точнаго знашя хо зяйства: „Дело было зимой. Мать и отецъ уехали въ гости, а обе дочери остались дома; у нихъ дровч, не было припасено. А слышно женихи едутъ, колокольчики бряцаютъ: „сылкъ, сылкъ, сылкъ“ —очень яро и круто едутъ. А оне не знали, что это къ нимч, женихи едутъ. Пр1ехали женихи, остановились у знакомыхъ въ погосте; народъ и го воритъ этимъ девкамъ: „что вы девки стоите на улице? у васъ и дровъ 1 гЬтч>“ . А же нихи сняли сч, себя печокч, и яры, переоделись вч, другое платье, пошли вътупу, а у иихч. холодно, огня нету, нетъ дровч,. Младшая сестра схватила топоръ и побежала вч, лесч,, А старшая взяла ветви, которыми полъ былч, устланъ и положила вч, комелекъ, зажгла и стала чайникъ грЬть. Только у ней чайникъ согрелся, кает, младшая принесла су- хихч, дровъ изъ лесу. А женихи, между темъ, не пыотъ чай, который имъ подала стар шая сестра: не вкусенч, онъ, согретый на ветвяхч,. Младшая вылила этотъ чай, поло жила дровъ въ комелекъ и стала вновь воду нагревать для чая; принесла она и боль- шаго соленаго сига, вымыла, накрошила на кару и подала асенихамъ есть. Потомъ, когда чай согрелся, подала имъ чаю, и они поели и попили. Тотъ женихъ, что хотелъ же ниться на старшей, ушелъ, шапку взялъ и ушелъ, и больше не приходилъ, а тотъ, кто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz