Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

272 ствомъ и свадьбой; ответе до известной степени мы находимъ у Шегрена *), который сообщаетъ, что женихъ после сватовства имеете право проводить ночь съ невестой; но это показате, верное для одной местности, можетъ оказаться невериымъ для другой. На основанш вышеприведенпаго можно придти къ следующим!, заключетямъ: бракъ и свадьба у скандинавскихъ лопарей сильно изменились сравнительно съ предше­ ствующими веками подъ вл1ятемъ хриспанства: венчаше считается необходимымъ усло- в1емъ, закрепляющимъ законность брака; передъ пиромъ и после него читаются молитвы или поются духовный песни и т. п. Рядомъ съ этимъ усилившимся вл 1 ян 1 емъ хриспан­ ства замечается и упадокъ древнихъ обычаевъ. Выкупъ за невесту отдачей подарковъ ея родителямъ и родственникамъ заменяется простымъ одаретемъ самой невесты, а от- работываше зятемъ у тестя встречается лишь въ редкихъ случаяхъ; какъ переживаше этого обычая, сохраняется еще обязанность молодаго после свадьбы провести несколько дней подъ кровлей тестя. Малое количество приданаго, даваемаго родителями новобрач­ ной, объясняется темъ, что въ то время, какъ въ X V II и X V III векахъ, родители воз­ вращали сделанные имъ подарки, либо отдаривали другими предметами равной с т о и м о с т и , въ начале нашего столепя то, что шло косвеннымъ образомъ въ приданое, получала не­ веста сама изъ рукъ своего жениха при сватовстве. Перехожу теперь къ изложение брака и свадьбы среди современных!, русских!, лопарей: въ этомъ отношенш мы не находимъ однообраз 1 я—все зависитъ отъ местности въ которой празднуется свадьба: въ однехъ мы находимъ довольно сильное вл1яше рус­ скихъ, въ другихъ это Bnifliiie очень слабо; въ однихъ погостахъ свадебный ритуалъ сохранилъ въ себе еще много воспоминатй объ эпохе похшцешя невестъ, въ другихъ этихъ воспоминатй совсемъ нетъ и т. д. Не смотря, однако, на это разнообр aeie, все данныя можно подвести къ некоторымъ группамъ: сватовство, смотренье или руко­ битье и венчаше. PyccKie лопари, вообще, женятся довольно поздно, хотя и нетъ строго определенна™ возраста, когда молодому лопарю следуетъ искать себе невесты: въ дан- номъ случае возрастъ определяется, приблизительно, въ каждомъ погосте особо. Такъ въ Нотозерскомъ и Сонгельскомъ погостахъ, напримеръ, женятся обыкновенно скоро но достиженш 20-ти летняго возраста; въ Пазреке обыкновенно между 25 и 28 годами и редко встречается, что раньше этого времени лопарь думаетъ обзавестись собственнымъ домомъ. Если это происходите, то лишь ио нужде: либо нужно въ семью работницу— «некому и хлебы печь, и платье шить», либо если лоиарь остался сиротой. Избирая себе невесту, лопарь редко руководствуется своей склонностью къ той или иной девушке: хорошо, если девушка, къ которой онъ ее чувствуетъ, удовлетворяете и другимъ услов1ямъ, если же нетъ, онъ ищете себе другую невесту. Часто лопарь наиечаетъ себе несколько невестъ сразу—более или менее ему подходящихъ и затемъ начинаетъ сватовство сначала у одной; если ему откажутъ, онъ идете къ другой, треть­ ей и т. д. Требовашя-же, которыя лопарь ставитъ своей будущей супруге, следуюиия: чтобы она была богата и чтобы она умела хорошо хозяйничать. Впрочемъ, для лопаря ij J. A. SjOgren. Aufzeiclimmgen fiber die Gemeinden in Kemi-Lappmarken (Gesammelte Schriften, I, p. 221).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz