Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
272 ствомъ и свадьбой; ответе до известной степени мы находимъ у Шегрена *), который сообщаетъ, что женихъ после сватовства имеете право проводить ночь съ невестой; но это показате, верное для одной местности, можетъ оказаться невериымъ для другой. На основанш вышеприведенпаго можно придти къ следующим!, заключетямъ: бракъ и свадьба у скандинавскихъ лопарей сильно изменились сравнительно съ предше ствующими веками подъ вл1ятемъ хриспанства: венчаше считается необходимымъ усло- в1емъ, закрепляющимъ законность брака; передъ пиромъ и после него читаются молитвы или поются духовный песни и т. п. Рядомъ съ этимъ усилившимся вл 1 ян 1 емъ хриспан ства замечается и упадокъ древнихъ обычаевъ. Выкупъ за невесту отдачей подарковъ ея родителямъ и родственникамъ заменяется простымъ одаретемъ самой невесты, а от- работываше зятемъ у тестя встречается лишь въ редкихъ случаяхъ; какъ переживаше этого обычая, сохраняется еще обязанность молодаго после свадьбы провести несколько дней подъ кровлей тестя. Малое количество приданаго, даваемаго родителями новобрач ной, объясняется темъ, что въ то время, какъ въ X V II и X V III векахъ, родители воз вращали сделанные имъ подарки, либо отдаривали другими предметами равной с т о и м о с т и , въ начале нашего столепя то, что шло косвеннымъ образомъ въ приданое, получала не веста сама изъ рукъ своего жениха при сватовстве. Перехожу теперь къ изложение брака и свадьбы среди современных!, русских!, лопарей: въ этомъ отношенш мы не находимъ однообраз 1 я—все зависитъ отъ местности въ которой празднуется свадьба: въ однехъ мы находимъ довольно сильное вл1яше рус скихъ, въ другихъ это Bnifliiie очень слабо; въ однихъ погостахъ свадебный ритуалъ сохранилъ въ себе еще много воспоминатй объ эпохе похшцешя невестъ, въ другихъ этихъ воспоминатй совсемъ нетъ и т. д. Не смотря, однако, на это разнообр aeie, все данныя можно подвести къ некоторымъ группамъ: сватовство, смотренье или руко битье и венчаше. PyccKie лопари, вообще, женятся довольно поздно, хотя и нетъ строго определенна™ возраста, когда молодому лопарю следуетъ искать себе невесты: въ дан- номъ случае возрастъ определяется, приблизительно, въ каждомъ погосте особо. Такъ въ Нотозерскомъ и Сонгельскомъ погостахъ, напримеръ, женятся обыкновенно скоро но достиженш 20-ти летняго возраста; въ Пазреке обыкновенно между 25 и 28 годами и редко встречается, что раньше этого времени лопарь думаетъ обзавестись собственнымъ домомъ. Если это происходите, то лишь ио нужде: либо нужно въ семью работницу— «некому и хлебы печь, и платье шить», либо если лоиарь остался сиротой. Избирая себе невесту, лопарь редко руководствуется своей склонностью къ той или иной девушке: хорошо, если девушка, къ которой онъ ее чувствуетъ, удовлетворяете и другимъ услов1ямъ, если же нетъ, онъ ищете себе другую невесту. Часто лопарь наиечаетъ себе несколько невестъ сразу—более или менее ему подходящихъ и затемъ начинаетъ сватовство сначала у одной; если ему откажутъ, онъ идете къ другой, треть ей и т. д. Требовашя-же, которыя лопарь ставитъ своей будущей супруге, следуюиия: чтобы она была богата и чтобы она умела хорошо хозяйничать. Впрочемъ, для лопаря ij J. A. SjOgren. Aufzeiclimmgen fiber die Gemeinden in Kemi-Lappmarken (Gesammelte Schriften, I, p. 221).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz