Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

271 но не юридически еще, признанными супругами; последнее признате происходило после уплаты выкупа и торжественнаго свадебнаго пира. Теперь посмотримъ, какимъ вастаютъ бракъ и свадьбу у лопарей писатели начала X IX века. Остановлюсь лишь на св'Ьд'Ьюяхъ, сообщаемыхъ Шубертомъ, который даетъ намъ наиболее подробный сведетя по атому вопросу, чемъ остальные писатели начала текущаго стол^пя. Шубертъ, какъ известно, совершилъ свое путешеств1е въ 1817, 1818 и въ 1820 гг. Лопарь, пишетъ онъ х), желавший жениться, что происходитъ часто на 17, 18 году его жизни, какъ разрешаете это королевсгай указъ отъ 1745 года, избираетъ себе свата, которому онъ и поверяетъ свое намерете. Сватъ приглашаетъ какъ данную де­ вушку, такъ и ея родителей и родственниковъ въ свой домъ; тамъ-же находятся на лицо женихъ и его родители и родственники. Одни сидятъ на одной, друие на другой сто­ роне комнаты; женихъ садится около девушки. Сватъ, по лопарски называемый suogmon-oiwe т. е. глава сватовства, исполняетъ обязанности хозяина, обноситъ гостей водкой и, на­ конецъ, делаетъ предложев!е родителямъ девушки выдать замужъ свою дочь за же­ ниха и подаетъ имъ водки. Если родители не соглашаются сразу, то сватъ снова начи­ наетъ угощать всехъ водкой и возобновляетъ свои просьбы, вследеттае этого редко пред- ложете не бываетъ принято. У жениха yate есть съ собой подарокъ для своей невесты; подарковъ вещами или деньгами для родителей невесты не делаютъ либо вовсе, либо лишь въ очень редкихъ случаяхъ. Подарокъ, который делаетъ женихъ невесте, разнится, смотря по состоянш жениха: дарятся обыкновенно невесте деньги, иеболытя серебря­ ный чарки и 10—20 оленей. После этого женнхъ и невеста целуются, затемъ поются песни—этимъ и кончается сватовство. На следующШ день женихъ и невеста отправ­ ляются къ священнику для того, чтобы ему объявить о состоявшейся помолвке и черезъ три недели после этого следуетъ свадьба. Расходы по свадьбе падаютъ на родственни- ковч, и приглашенныхъ къ свадьбе зиакомыхъ, обЬихъ брачущихся сторонъ. После венчатя следуетъ свадебный пиръ; передъ началомъ пиршества, какимъ-нибудь ребен- комъ читается молитва, а после обеда поютъ духовную песнь. Этимъ заключается бракъ. Молодой, однако, не сейчасъ уводитъ свою жену; это делается лишь несколько дней после венчашя: молодыхъ провожаютъ на ихъ новое местожительство MHorie родствен­ ники и знакомые, которыхъ женихъ долженъ угостить водкой. В ъ техъ местахъ, где, по дороге, часть провожатыхъ беретъ другое наиравлеше, чтобы отправиться къ себе домой, поютъ печальный песни (Trauergesang). Лишь после того, какъ молодые начнутъ жить въ своемъ доме, начинаются для нихъ супружесгая отношенья. Редко случается, что молодые жйвутъ годъ у родителей новобрачной, которые въ этомъ случае при отъ­ езде дочери даютъ ей немного матерш для устройства шалаша и домашней утвари, Сватъ получаетъ отъ молодаго въ благодарность за удачное исполнете поручетя •— оленя. Даже бедные лонари должны иметь свата и истратиться на водку. Шубертъ не сообщаетъ намъ ничего объ отногаешяхъ жениха и невесты въ срокъ между сватов- *) F. W . v. Schubert, Reise (lurch Scliweilen, Nonvegen, Lapplancl. II, pp. 239—291.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz