Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
Пос.тЪ этого все расходятся. Если родители после сватовства отказались бы выдать за жениха свою дочь, то все понесенные стороной жениха расходы должны быть уплачены родителями невесты, не исключается также и водка, которая была выпита при сватов стве. После заключетя сватовства женихъ иолучаетъ право посещать свою невесту. Что касается свадьбы, то описаше Ацерби не представляетъ ничего новаго, сравнительно со сказаннымъ выше и описана имъ лишь въ самыхъ общихъ чертахъ. О существованш обычая давать выкупъ за невесту, сообщаетъ еще Арвидъ Эрен- мальмъ, посетивнпй въ 1741 году лопарскй округъ Ашле '). Лопарь, говоритъ онъ, по купаете себе жену и платите за нее отъ б до 9 талеровъ, сообразно съ своимъ со- стояшемъ; онъ достаточно хитеръ, чтобы не платить за свою невесту больше того, что онъ надеется получить въ приданое за ней. Соединяя въ .одно целое все сказанное о браке и о свадьбе среди лопарей X V II и ХУШ вековъ, следуетъ заметить, что, не сиотря на разлшпя въ частностяхъ, все све дешя сходятся между собой въ томъ, что писатели застаютъ среди лопарей приходящй уже въ упадокъ обычай покупки невесты; воспоминашя о нохшценш невесты мы почти что не встречаемъ среди лопарей скандинавскихъ того времени. Плата за невесту про изводится обыкновенно вещами, и лишь въ некоторыхъ местностяхъ за нее платятъ день гами. Упадокъ обычая покупать невесту выражается въ томъ, что либо самые подарки сделанные женихомъ или его родителями, родителямъ и родственникамъ невесты, либо друпе предметы, равные по ценности этимъ подаркамъ, возвращаются при отъезде моло- даго нзъ дома родителей молодой; какъ плата за отдаваемую въ чужой домъ дочь, кроме подарковъ идете еще и личный трудъ молодаго, который обязанъ отслужить у тестя въ продолжены года, Какъ цереживаше далекаго быта следуетъ отметить и то, что церков ное венчаше либо не считается вовсе, либо считается лишь однимъ изъ условй заключё- шя брака, причемъ необходимыми услов1емъ является свадебный пиръ. Наконецъ, и то, что свадебный пиръ устраивается не на счетъ родителей одной изъ брачущпхся сто- ронъ, а на средства, доставляемыя родственниками и другими приглашенными, можетъ быть объяснено, какъ переживаше того времени, когда сначала вся родня жениха помо гала члену своего рода въ отдаче выкупа за невесту — обычай, перешедший потомъ въ обычай принесешя счДстныхъ припасовъ на свадебный пиръ, вероятно, сначала лишь родственниками ягениха, затемъ уже родственниками и знакомыми обеихъ брачущихся сторонъ. Важно также и то, что сватовство влекло за собой цризнаше действительности договора, нарушеше котораго имело последеттаемъ доставлеше потерпевшей стороне права на искъ о возмещенй убытковъ и возвращеши подарковъ. Если женихъ или его роди тели отказывались отъ исиолнешя договора, то подарки ихъ оставались у потерпевшей стороны. Это сохранилось и до настоящаго времени. Интересным!, является и иозволете по заключенй сватовства жениху проводить ночи съ невестой; въ этомъ можно какъ-бы усмотреть, что сватовствомъ заканчивалось все дело, лишь торжественное признаше брака могло произойти по уплате выкупа, на собираше котораго требовалось много времени, иногда несколько летъ, такъ что после сватовства женихъ и невеста были фактически, г) Anvid Ehrenmalm, Keise (lurch West-Nordland naeh der Lappmark Aschle. Leipzig, 1748, p. 416.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz