Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

Пос.тЪ этого все расходятся. Если родители после сватовства отказались бы выдать за жениха свою дочь, то все понесенные стороной жениха расходы должны быть уплачены родителями невесты, не исключается также и водка, которая была выпита при сватов­ стве. После заключетя сватовства женихъ иолучаетъ право посещать свою невесту. Что касается свадьбы, то описаше Ацерби не представляетъ ничего новаго, сравнительно со сказаннымъ выше и описана имъ лишь въ самыхъ общихъ чертахъ. О существованш обычая давать выкупъ за невесту, сообщаетъ еще Арвидъ Эрен- мальмъ, посетивнпй въ 1741 году лопарскй округъ Ашле '). Лопарь, говоритъ онъ, по­ купаете себе жену и платите за нее отъ б до 9 талеровъ, сообразно съ своимъ со- стояшемъ; онъ достаточно хитеръ, чтобы не платить за свою невесту больше того, что онъ надеется получить въ приданое за ней. Соединяя въ .одно целое все сказанное о браке и о свадьбе среди лопарей X V II и ХУШ вековъ, следуетъ заметить, что, не сиотря на разлшпя въ частностяхъ, все све­ дешя сходятся между собой въ томъ, что писатели застаютъ среди лопарей приходящй уже въ упадокъ обычай покупки невесты; воспоминашя о нохшценш невесты мы почти что не встречаемъ среди лопарей скандинавскихъ того времени. Плата за невесту про­ изводится обыкновенно вещами, и лишь въ некоторыхъ местностяхъ за нее платятъ день­ гами. Упадокъ обычая покупать невесту выражается въ томъ, что либо самые подарки сделанные женихомъ или его родителями, родителямъ и родственникамъ невесты, либо друпе предметы, равные по ценности этимъ подаркамъ, возвращаются при отъезде моло- даго нзъ дома родителей молодой; какъ плата за отдаваемую въ чужой домъ дочь, кроме подарковъ идете еще и личный трудъ молодаго, который обязанъ отслужить у тестя въ продолжены года, Какъ цереживаше далекаго быта следуетъ отметить и то, что церков­ ное венчаше либо не считается вовсе, либо считается лишь однимъ изъ условй заключё- шя брака, причемъ необходимыми услов1емъ является свадебный пиръ. Наконецъ, и то, что свадебный пиръ устраивается не на счетъ родителей одной изъ брачущпхся сто- ронъ, а на средства, доставляемыя родственниками и другими приглашенными, можетъ быть объяснено, какъ переживаше того времени, когда сначала вся родня жениха помо­ гала члену своего рода въ отдаче выкупа за невесту — обычай, перешедший потомъ въ обычай принесешя счДстныхъ припасовъ на свадебный пиръ, вероятно, сначала лишь родственниками ягениха, затемъ уже родственниками и знакомыми обеихъ брачущихся сторонъ. Важно также и то, что сватовство влекло за собой цризнаше действительности договора, нарушеше котораго имело последеттаемъ доставлеше потерпевшей стороне права на искъ о возмещенй убытковъ и возвращеши подарковъ. Если женихъ или его роди­ тели отказывались отъ исиолнешя договора, то подарки ихъ оставались у потерпевшей стороны. Это сохранилось и до настоящаго времени. Интересным!, является и иозволете по заключенй сватовства жениху проводить ночи съ невестой; въ этомъ можно какъ-бы усмотреть, что сватовствомъ заканчивалось все дело, лишь торжественное признаше брака могло произойти по уплате выкупа, на собираше котораго требовалось много времени, иногда несколько летъ, такъ что после сватовства женихъ и невеста были фактически, г) Anvid Ehrenmalm, Keise (lurch West-Nordland naeh der Lappmark Aschle. Leipzig, 1748, p. 416.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz