Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

269 После того, какъ сватовство принято, пишетъ Гегстремъ х), следуетъ договоръ о томъ, сколько родители жениха должны выплатить деньгами и товарами родителямъ не­ весты. Этотъ выкупъ состоитъ въ Лапландскомъ округе Луле изъ отдельныхъ подарковъ обыкновенно серебряныхъ ложекъ, весомъвъЗ-—4 лота; иногда также изъ серебряныхъ по- ясовъ, серебряныхъ кубковъ и т. д., также изъ пряжекъ, котловъ, монетъ, оленей, вой- локовъ и т. п. Въ однехъ местностяхъ однако даютъ больше, въ другихъ меньше. Кроме того, они должны ближайшимъ родственникамъ невесты дать также довольно значитель­ ные подарки: состоятельные лопари не дарятъ ни одному родственнику невесты меньше, чемъ серебряную ложку. Въ случае брака со вдовой, которая въ зависимости отъ роди­ телей не состоитъ, выкупа родителямъ ея не дается; но бывали случаи, что родители продавали своихъ дочерей два раза и каждый разъ получали одинаковый выкупъ. Если у вдовы нетъ родителей, жеиихъ все-таки обяванъ дать значительные по­ дарки, либо ея детямъ, либо ближайшимъ родственникамъ ея покойнаго мужа. Свадебный пиръ въ X V III веке совершался не на счетъ родителей, а на счетъ гостей, которыеприносили не только съестные припасы, но и водку; Гегстремъ также иодтвер- ждаетъ свидетельство писателей X V II века о томъ, что молодой долженъ прожить въ доме тестя въ продолженш года. При отъезде молодыхъ изъ дома родителей молодой, эти носледгае должны снабдить ихъ такимъ количествомъ домашней утвари и оленей, что-, бы даваемая ими часть равнялась стоимости сделанныхъ при сватовстве ихъ дочери подарковъ родителями жениха; это последнее строго соблюдалось. ТретШ авторъ, даюшдй намъ более подробное описаше брака и свадьбы среди лопарей— это Ацерби; остановимся на описанш имъ лишь сватовства. Когда лопарь хочетъ жениться, пишетъ Ацерби 2), онъ объявляетъ о своемъ на­ мерены прежде всего своей семье; все члены этой последней отправляются после этого къ родителямъ будущей невесты и приглашаютъ съ собой свата; берутъ съ собой также значительное количество водки и небольшой подарокъ для девушки, какъ, напримеръ, украшенный серебромъ поясъ, кольцо или нечто подобное. Достигяувъ дома родителей невесты, сватъ входитъ въ домъ, за нимъ следуюгъ все члены семьи; лишь женихъ дол­ женъ оставаться вне дома, въ ожидавш приглашетя войти. Войдя въ домъ, сватъ на- ливаетъ водки и подаетъ ее отцу невесты; если тотъ принимаетъ ее, то этимъ онъ уже показываетъ, что принимаетъ сватовство. После этого все угощаются водкой, причемъ водки даютъ и матери невесты и самой невесте. Въ то время, какъ водка переходитъ изъ рукъ въ руки, начинаютъ просить родителей невесты позволить жениху присутство­ вать лично при сватовстве; затемъ сватъ делаетъ формальное предложеше и после окон- чатя его речи, вводятъ, наконецъ, жениха, который, однако, долженъ держать себя въ дали отъ всехъ присутствующихъ, около дверей. Родители невесты даютъ, наконецъ, свое соглайе, после чего женихъ передаетъ невесте назначенный для нея подарокъ и даетъ обещаше родителямъ ея приготовить на свой счетъ свадебную одежду для ихъ дочери. 1) Hogstroin. Besclireilmng, pp. НО, 148. 2) Acerbi. Reise, pp. 481, 482.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz