Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

Посл1; венчатя возвращались въ домъ отца молодой и устраивалось торжествен­ ное пиршество. Молодые одеты бывали какъ въ церкви, такъ и во время пира въ луч- нпя свои одежды, которыя они сами себе приготовляли. Интереснымъ является то, что свадебный пиръ устраивался не на средства ни отца невесты, ни отца жениха. Всямй изъ приглашенныхъ въ день, когда женихъ раздавалъ подарки родителямъ и родствен- никамъ невесты, приносилъ съ собой съестные припасы и делилъ ихъ между родите­ лями невесты съ одной стороны и близкими лицами съ другой, причемъ большая доля доставалась родителямъ невесты. Во время пиршества молодые сидели рядомъ на почетныхъ местахъ; около нихъ ихъ родители, за ними кровные родственники брачущихся сторонъ. Пищу не брали сами: ее раздавало особое лицо, варившее ее и делившее ее на куски. Подавалось прежде всего молодому и молодой, а затемъ уже остальнымъ присутствующимъ по мере близости ихъ родства къ молодымъ. Интересенъ еще следующй обычай: въ виду того, что жилища ло­ нарей малы, то естественно все не могли уместиться внутри его; вследств!е этого маль­ чики и девочки бывали удаляемы изъ жилья: они, однако, имели право взойти на крышу и черезъ отверспе для дыма спускать на привязи крючки, къ которымъ внизу прицеп­ лялись куски мяса и тому подобное. Съ этимъ обычаемъ, нодмеченнымъ въ X V II веке, мы встретимся и среди современныхъ русскихъ лопарей. Венчате и свадебный пиръ заключали торжественно бракъ: свадьба была съиг- рана, молодые считались законными супругами, но новобрачный не имелъ еще права ни увезти свою жену къ себе, ни даже самъ уехать. Онъ былъ вынужденъ остаться въ услуженш у своего тестя, приблизительно около года: онъ, какъ и его жена, должны были отрабатывать на родителей новобрачной, исполняя все обязанности слуги. Лишь по прошествш этого срока молодой имелъ право либо вернуться съ женой къ своимъ ро­ дителямъ, либо завести свое отдельное хозяйство. При отъезде молодыхъ, отецъ моло­ дой давалъ ей приданое, состоящее изъ оленей; это приданое образовывалось отъ приплода отъ важенки, которую лонари дарили и дарятъ новорожденной. Умножаясь изъ года въ годъ у всякой девушки получалось довольно значительное стадо оленей, .которое и слу­ жило ей ириданымъ. Кроме того родители и npo4ie родственники возвращали обыкно­ венно и сделанные имъ подарки и давали еще утварь, необходимую для обзаведешя хо- зяйствомъ молодыхъ. Таково наиболее подробное изъ дошедшихъ до насъ сведешй о браке и свадьбе древнихъ лопарей. Посмотримъ теперь, въ чемъ сходятся или расходятся сравнительно съ этимъ описашемъ описашя другихъ авторовъ. Благодаря этому сравнение, можно бу- дет.ъ судить о большей или меньшей распространенности того или иного обычая, а также оттенить и разныя направлешя и архаичесия черты, которыя мы встречаемъ въ браке и свадьбе древнихъ лопарей. Начнемъ съ писателя XVII-ro же века Реньара. Онъ не сообщаетъ подробностей заключешя брака и свадебнаго ритуала и останавливается лишь на обычае, но которому зять долженъ прослужить въ работникахъ у своего тестя въ продолженш года: „когда бракъ заключенъ, пишетъ онъ, супругъ не увозитъ жены; онъ долженъ прожить съ своимъ тестемъ годъ, по прошествш котораго онъ можетъ зажить отдельной семьей; онъ увозитъ съ собой все, что принадлежитъ его жене; даже подарки,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz