Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

266 Матери невесты женихъ долженъ былъ дарить серебряный поясъ, богатую одежду (ves- timentnm honoris), которую лопари называютъ вольпи; ожерелье изъ оеребряныхъ шари- ковъ, называемое самими лопарями кроке. Кроме родителей своей невесты, жениху приходилось одаривать другихъ, ея близ- кихъ родственниковъ: въ ряду втихъ, на первомъ месте, стояли ея братья и сестры и остальные кровные родственники невесты; имъ всемъ приходилось делать подарки изъ серебра: какъ-то серебряные шарики и друпе подобные предметы, но непременно, со­ стоящее изъ серебра. Величина и стоимость подарка определялись степенью близости род­ ства лица, получающаго подарки, къ невесте. На ечетъ того, какъ заключался бракъ, мы встречаем!, противоречивыя сведетя, что можетъ быть объясняемо темъ, что свадебные ритуалы были записаны въ разныхъ местностяхъ Лапландш. По однимъ—на следующей день после раздачи даровъ следовало церковное венчате и затемъ брачный пиръ, заключавши собою бракъ, но другимъ—бракъ заключался посредствомъ пира и затемъ уже следовало церковное венчате, три дня по­ сле раздачи подарковъ женихомъ родне невесты. Какъ-бы то ни было, но ясно, что въ X V II веке, для лонарей скандинавскихъ церковное венчате являлось необходимымъ усло- в1емъ для совершешя брака; венчате стало на ряду съ древпнмъ свадебнымъ пиромъ; разница была лишь въ томъ, что предшествовало: церковное-ли венчаше или пиршество, но безъ одного изъ втихъ влементовъ бракъ не считался заключеннымъ. Более интересной является форма заключешя брака въ X V I веке, сообщаемая Олафомъ Великимъ: по его словамъ, родители брачущихск сторонъ заключали бракъ въ прпсутствш родственниковъ и знакомыхъ „при посредстве огня, именно, высекая огонь железомъ изъ кремня“ . Толковаше этому давалось следующее: подобно тому, какъ отъ удара железомъ по кремню возникаетъ огонь, такъ пусть отъ соединешя гкениха и не­ весты возникаетъ у нихъ потомство; вероятнее однако, что это было символическимъ деймтаемъ, которое должно было означать, что брачушдеся основываютъ свой собственный очагъ, символомъ котораго и являлись кремень и железо. Каково-бы ни было объяснете этого обряда, онъ является интереснымъ темъ, что показываетъ намъ способъ заключе- шя брака среди лопарей такой отдаленной эпохи ’). Следуетъ, однако, заметить, что, пови­ димому, этотъ обычай, не былъ особенно распространенъ: более часто встречающейся обычай заключешя брачнаго союза—это пиршество и совместное едете брачущихся, обы­ чай не вышеднпй, какъ мы увидимъ ниже, изъ употребления и по настоящее время. Въ день, назначенный для церковпаго венчатя, всЬ отправлялись въ церковь, причемч. шестые совершалось въ особомъ, строго опредЬлениомъ порядке. Впереди шли мужчины, за ними следовали женщины. Впереди всехъ мужчинъ, шелъ, такъ называемый, Автомвватце, т. е. въ переводе идушдй впереди; за нимъ следовалъ женихъ и после него располагались остальные мужчины, родственники и знакомые. За ними шли женщины: впереди несколько девушекъ, за ними шла невеста, ведомая съ одной стороны мужчиной, съ другой женщиной, ва невестой—остальныя женщины. Невеста должна была упираться изъ всехъ силъ, чтобы мужчина и женщина, ведушде ее, тащили ее за собой, этимъ она должна была показывать, что выходитъ за мужъ поневоле; лицо ея должно было выра­ жать и горе, и скромность, на ею обращалось особое внимате. *) О древнемъ способ^ совершетя брака см. сл4д. гл., въ эпосй о сьшовьяхъ Солнца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz