Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

265 вершимъ работу и пргЬдемъ туда, куда хотимъ, где я увижу гуляющей мою подругу. Кульназацъ, олень мой, взгляни впередъ и посмотри, не увидишь-ли ее моющуюся". Такова одна песнь влюблениаго лопаря; вотъ образецъ другой, более богатой песни: „Солнце, разлей поярче светъ на болото Орра; если бы я, поднявшись на высо­ чайшая вершины сосенъ, зналъ, что увижу оттуда болото Орра, я бы в.тЬзъ, чтобы -по­ смотреть, среди какихъ цветовъ находится моя подруга; я - бы ср Ьзалъ все ростки только что народивппеся, я бы срЬзалъ все ветви, эти зелеиыя ветви. Я послЬдовалъ- бы за бегомъ облаковъ, которыя направляются къ болоту Орра; если -бъ я могъ поле­ теть къ тебе на крыльях!,, на крыльяхъ вороны. Но у меня нетъ крыльевъ (alae quer- quedulae) и ногъ, гусиныхъ погъ, плоскихъ и хорошихъ, которыя могли бы меня до­ нести къ тебе. Ты довольно долго ждала, въ твои лучние дни, развеселыми твоими гла­ зами, дорогимъ твоимъ сердцемъ. Если ты захотела бы убежать далеко, я-бы быстро по­ следовал!. за тобой. Что можетъ быть сильнее, что крепче скрученыхъ (оленьихъ) жилъ, железныхъ цепей, которыя связываютъ крепко? Такъ любовь совращаетъ нашу голову, изменяетъ наши помыслы и чувства. Воля отроковъ—воля ветра; размышлемя юношей—• долгая размышленЬ|. Еслибъ я ихъ всехъ слушалъ, я-бы отклонился отъ жизни. Одно решете я приму; съ нимъ, знаю, я найду более правильную жизнь". Если-бы Шефферъ, передавая эти песни, не указывалъ даже на личность лопари, сообщившаго ихъ, и если бы онъ не былъ писателемъ, крайне критически относившимся не только къ чужимъ, но и своимъ св'Ьд'Ёнишъ, трудно было - бы поверить въ возмож­ ность существоватя такихъ образцовъ лирической поэзш среди лоиарей, темь более трудно, что лирики у современныхъ русскихъ лопарей почти нетъ вовсе: госнодствуетъ поэвш эпическая, простая, незамысловатая, безъ богатыхъ сравнетй, безъ поэтических!, оборотов!,, и современный руссмй лопарь рЬдко поетъ своей возлюбленной песенъ, где онъ высказываете свои чувства къ ней; если же онъ по дороге къ ней и затянетъ песнь— это будетъ песнь хотя и лирическая, безъискусственно передающая факты. О песнЬ мне придется сказать подробнее ниже, поэтому возвращаюсь теперь снова къ положенно жениха въ срокъ между сватовствомъ и бракомъ и къ его посещешямъ своей невесты. ПргЬзжая къ невесте, онъ привозитъ съ собой всяий разъ и водки, также и та­ баку, следовательно, предметы наиболее дорогае для лопаря. Если въ этотъ срокъ роди­ тели почему пибудь откажугъ Я 1 ениху, то посредствомъ суда женихъ или его родители имеютъ право отъ родителей невесты требовать возмещешя сделанных!, ими расходовъ, изъ которыхъ, однако, исключается вино, выпитое при сватовстве — нурисгвшнъ. Обык­ новенно, впрочемъ, родители не отказывали жениху после заключетя сватовства и лишь отсрочивали назначеше дня для свадьбы на годъ и больше. По ирошествш срока роди­ тели назначали день свадьбы. Накануне дня свадьбы, въ вежу родителей невесты схо­ дились родственники какъ ягениха, такъ и невесты и женихъ вселъ делалъ подарки, со­ гласно заключенному раньше условно. По свидетельству Самуила Реена, подарки, которые былъ долженъ сделать же­ нихъ, были следуюшде: отцу невесты онъ дарилъ серебряный кубокъ для питья, боль­ шой медный или латунный котелъ, постель или одежды для устройства постели. 34,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz