Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
264 лахъ; вынимаете онъ изъ саней и все, что ему можетъ быть полезнымъ для его дела. При первой встречи жениха и невесты, они целуются, причемъ стараются поце ловаться такъ, „чтобы не только губы сдавливались губами, но и носъ съ носомъ". По сле приветств!я онъ предлагаетъ девушке подарки, состояние изъ лгобимыхъ лопарнми кушанШ, какъ-то: оленьи языки, мясо бобра и т. п. В ъ скоромъ времени онъ тихонько вызываетъ девушку за вежу и спрашиваетъ ее, согласна-ли она выйдти за него замужъ, и если да, то женихъ начинаетъ просить ее, чтобы она позволила ему ночевать около нея въ веже. Если она позволитъ это, то вопросъ о браке считается уже ретеннымъ, и женихъ делаетъ своей невесте новые подарки; если она не соглашается, то онъ про должаете ей дарить подарки, лишь бы она согласилась и добивается обыкновенно своего; отказъ производится темъ, что невеста не принимаетъ подарковъ и бросаете ихъ об ратно жениху. Но, если вопросъ о браке считается уже ретеннымъ, благодаря согласно невесты, и нарушить его почти не является возможнымъ, то все-таки полнаго соглаая родители на бракъ могутъ и не дать, и свадьба отсрочивается иногда на долгое время, иногда на два и на три года. Это можетъ объясняться различными соображетяии, но, главнымъ образомъ, не обходимостью для обеихъ сторонч, приготовить подарки. Этихъ подарковъ было очень много: подчасъ обычай требовалъ даже дорогихъ подарковъ, а лопарю, и въ X V II в. бо- гатствомъ неотличавшемуся, нелегко было приготовить ихъ. На приготовлете этихъ подарковъ требуется не мало времени, а безъ пихъ же нихъ не могъ взять данную девушку себе въ супруги. Эти подарки имели значеше вы купа за невесту, были, такъ сказать, платой за нея, поэтому и количество ихъ и стои мость варшровались всякй разъ, и зависели какъ отъ состоятельности жениха, такъ и оттого, во сколько ценили родители свою дочь, руководствуясь при определенш ея стоимости какъ ея красотою, такъ и богатствомъ, такъ, наконецъ, и темъ, насколько она была для пихъ необходимымъ членомъ семьи, помощницей и работницей и т. п. Въ срокъ, истекаюпцй мегкду сватовствомъ и свадьбой, женихъ имелъ право по сещать свою невесту, привозилъ ей подарки и во время пути отъ своего места житель ства къ месту жительства своей невесты, такъ и при свиданш, ггЬлъ песни, вч, которыхъ излагалъ свои чувства кч, ней. Шефферъ, со словъ лопаря, Олафа Матвея, сообщаетъ намъ два образца подобныхч, песенъ, въ латинскомъ переводе. Такъ какъ one крайне характерны для влюбленнаго лопаря съ одной стороны, а сч. другой представляютъ ред- Kie образцы лопарской лирики, то привожу ихъ здЬсь же. Вч, первой песни лопарь обра щается къ своему оленю съ просьбой, поскорей совершить путь къ жилищу невесты; вотъ она: „Кульназацч,, небольшой мой олень, намч, нужно спешить и скоро совершить нашч, путь; места широки, и песенъ у меня хватаетъ. Мне пр1ятно ты, болото Кайге, тебе, болото Кайльва, я говорю прощай. Много волнешй испытываете моя душа, когда про езжаю я черезъ болото Кайге. Олень мой, будемъ быстры и легки, такъ мы скорее со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz