Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
263 Прежде чемъ приступить къ изложение свадебнаго ритуала у современныхъ рус скихъ лопарей, считаю нелишнимъ остановиться на свадебномъ ритуале древнихъ скан динавскихъ лопарей: это съ одной стороны броситъ лишшй лучъ света на бытъ древ нихъ лопарей; съ другой стороны, сравнивъ ритуалы древнихъ и современныхъ лопарей, мы увидимъ, сколько въ современномъ свадебномъ ритуале сохранилось чертъ древняго и съ большей легкостью можемъ усмотреть посторонне элементы, вкравнпеся въ ритуалъ лопарей русскихъ. Следуетъ заметить, что у древнихъ писателей, почти что у каждаго, оставившаго намъ бол'Ьеили менее подробныя сведешя о современныхъ ему лопаряхъ, мы встрЬчаемъ и описаше свадебнаго ритуала: следовательно, для ХУП, ХУШ и начала X IX вЬковъ мы им'Ьемъ свЬдЬшя для различныхъ местностей Лапландш. Вотъ почему ритуалы эти сильно отличаются другъ отъ друга въ частностяхъ: кроме вл 1 яшя времени доляша была в. 1 пять и местность, въ которой ритуалъ былъ записанъ. Излагая поэтому лишь более подробно догпедипе до насъ ритуалы, буду всякш разъ указывать на существующая въ нихъ различк. Начнемъ съ описашя самаго древняго изъ известныхъ намъ свадебныхъ ритуа- ловъ—ритуала ХУП века, сообщаемаго намъ Шефферомъ J); онъ же и самый подроб ный изъ всехъ дошедшихъ до насъ ритуаловъ древнихъ лопарей. Свадьба состояла изъ следующихъ трехъ элементовъ: сватовства, ааключешя брака, и дерковнаго венчашя. Когда лопарь выбралъ девушку, которую онъ хотелъ взять себе въ жены, онъ отправлялся къ родителямъ этой девушки съ своимъ опекуномъ, или отцомъ и сватомъ а также съ другими лицами, которыя должны были вести сватовство; онъ бралъ съ собой и известное количество водки, сватъ и остальныя лица входятъ безпрепятственно въ жилище будущаго тестя. Отецъ ж ениха стоитъ въ дверяхъ, держа въ рукахъ водку, предлагаетъ хозяевам ъ и всемъ остальнымъ выпить. Самъ Я 1 енихъ не и м еетъ права входить въдомъ. Если бы онъ вошелъ въ домъ, не будучи приглашеннымъ, онъ совершилъ бы большое невежество, считался бы человекомъ безстыднымъ и ироигралъ бы свое дело. После того, какъ гости и хозяева подкрепятъ себя водкой, сватъ приступаете къ изложение своего поручетя и открываете ему желаше л;ениха и проситъ отца девушки согласиться отдать ее въ за мужество. Чтобы иметь больше успеха, онъ называете отца невесты всевозможными по- . четными именами, становится на колЬни и т. п. Если отецъ невесты даетъ свое согла- cie па бракъ—вводятъ жениха и начинают!, пить водку. Водка, которую приносить съ собой женихъ, носитъ назваше пуриствшнб, т. е., вино благополучнаго щнезда, либо | J соубвшид, т. е., випо жениховъ. Женихъ не имеете права ранее вступить въ разговоръ | съ невестой, чемъ добившись отъ нихъ разрешешя. Обыкновенно невеста сама уходитъ дальшеотъ вежи, чтобы еенемоглиувидать, ниягенихъни его спутники. Если сама невеста, либо другая женщина добилась отъ родителей, или близкихъ позволешя говорятъ съ нимъ тогдаонъ выходите изъ вежи къ своимъ саттямъ иизъ нихъ вынимаетешерстяныя тряпки, которыми обыкновенно они украшатотъ себя во время празднествъ, либо вч, важныхъ де- 1) Schefferus. Lapponia, pp. 279—293.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz