Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

на лопаря лишь съ точки зрешя своихъ торговыхъ интересов!, и одинаково эксплоати­ руютъ его; но въ то время, какъ скандинавсгае соседи лопарей д'Ьлаютъ это, выказывая лопарю полное пренебрежете, руссме промышленники стараются это делать подъ при- крытаемъ добродунпя и веселости. Но никогда руссюй пе возьыетъ себ'Ь въ жены ло­ парку, да, какъ хозяйка, опа была бы совершенно неподходящей для русскаго промыш­ ленника. Редко женятся лопари на корелкахъ, опять по гЬмъ ;ке причинаиъ, и если су- ществуетъ примесь посторонней крови въ лопаряхъ, замечаемая въ особенности среди русскихъ лопарей, именно, крови русской и корельской, то это объясняется исключительно незаконной связью представителей этихъ народностей въ Лапландш съ лопарками, по край­ ней мере, н’Ькоторыхъ погостовъ. Выбирая себ'Ь невесту, руссмй лопарь никогда пе остановитъ своего выбора на лопарке скандинавской, если даже она живетъ вблизи отъ русскихъ лопарей. Такъ около Пазрецкаго погоста кочуютъ и фильмапы, и за рубежемъ идутъ снова'лопарсия селетя. Естественпо, что тутъ соображешй,подобно вышеуказаннымъ, быть уже не можетъ, такъ какъ образъ жизни общихъ группъ лопарей въ общихъ чертахъ довольно схожъ: но тутъ действуете более сильное побуждете, удерживающее русскихъ лопарей отъ брака съ лопарками, подданными Щвецш или Норвегш—это религаозная рознь. Уже выше я пере- давалъ слова А. И. Кельмева, что лопарь, нобывавшй у своего скандипавскаго собрата, спешитъ испов'Ьдываться священнику въ этомъ тяжкомъ грехе; кроме того, но словамъ о. Константина Щеколдина, руссые лопари считаютъ за тяжгай грехъ есть изъ одной чашки съ лютераниномъ; всехъ, принадлежащихъ къ лютеранскому вероисноведыванно, въ томъ числе и своихъ соплеменпиковъ, они клеймятъ назвашемъ татарина; въ этомъ носледнемъ, да и, вообще, во всемъ отпошенш къ лютеранамъ нельзя не вид'Ьть вл 1 ятя русскихъ, и лопарь, плохо понимаюнцй свою новую веру, мало имеющий понятая о пра­ вославной церкви, лишь формально принадлежащей къ ней— усвоилъ себе, однако, въ столь сильной степени религиозную нетерпимость. В ъ виду всего этого лопарю, естественно, можно выбрать себе въ жены лишь рус- скую-же лопарку а русской-лопарке является возможность выдти за-мужъ лишь за русскаго лопаря. Эта исключительность, повидимому, даже более сильно сказывается среди русскихъ лопарей, чемъ среди скандинавскихъ, где несмотря на все пренебрежете, которое выка- зываютъ шведы и норвежцы къ лопарямъ, на все отвращете къ нимъ, которое они отъ лопарей вовсе не стараются скрыть, браки между представителями двухъ народностей гораздо чаще, чемъ браки съ лопарками русскихъ, которые такъ добродушно относятся къ лопарю, которые такъ радушно его принимаютъ. Такъ въ 1865 году лицъ, происходящихъ отъ браковъ норвежцевъ съ одной сто­ роны и фянляндками и лопарками съ другой, считалось 2,961 чел. ‘). Тогда какъ въ течете последнихъ 20 летъ въ ПеченИ лишь одна лопарка -вдова вышла замужъ за кореляка-колониста, за русскаго-лсе не было и примера выхода замужъ лопарки, по край­ ней мере, за последнее время. *) О. J. Broch. Le Iioyaume de Norvege p. 21.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz