Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
кумовству. В ъ бракъ не вступаютъ до 4-го колена съ кровными родственниками: это ихъ собственное убеждеше, такъ уговариваютъ ихъ и старики; браки въ третьемъ ко лене и ближе считаются несчастными: или одинъ изъ брачущихся долженъ скоро уме реть, или случится вообще какое-нибудь несчастае съ ними. Существуютъ и разсказы, которыми лопари подтверждают свой взглядъ по этому вопросу. Такъ передаютъ, напри- м'Ьръ, что былъ одинъ лопарь, женился въ третьемъ колене, но вскоре после этого онъ утонулъ (Пазрека); въ этомъ видятъ лопари кару Вожпо. Этотъ взглядъ нельзя считать наноснымъ, заимствованнымъ лопарями отъ русскихъ, или развившимся подъ вл1яшемъ хриспанства; скорее можно думать, что въ настоящее время правила на счетъ вступле- шя въ бракъ родственниковъ менее строги, чемъ опи были въ более отдаленную эпоху, когда признаки родоваго устройства были более живы въ памяти лоиарей: выше мы при водили сведете о бывшемъ некогда запрещенш членамъ рода вступать въ бракъ, безъ разли>ия близости родства. Взглядъ о невозможности членамъ рода вступать въ бракъ до 4-го колена настолько укоренился среди лоиарей, что они никогда даже не безпокоятъ священниковъ вопросами по этому поводу и темъ менее обращаются къ нимъ съ прось бой о разрешенш такого брака. Стропя правила для членовъ одного рода смягчаются однако, для родственниковъ но женской лиши; въ этомъ отношенш существуете правило о возможности встуилешя въ бракъ въ 3-мъ колене. Такъ какъ лопарсие рода вообще малочисленны, что объясняется неболынимъ нриростомъ населешл, то естественно браки между однородцами случаются сравнительно редко. А такъ какъ и сами погосты невелики, то для молодаго лопаря выборъ невесты въ своемъ ногосте очень ограниченъ. Это обстоятельство повело къ тому, что невесте себе берутъ обыкновенно изъ другаго погоста, подчасъ даже отдаленнаго отъ места жи тельства жениха. Следуетъ заметить, что лопари берутъ себе въ жены обыкновенно лишь лопа- рокъ, что объясняется, конечно, темъ, что представительницы другихъ, соседнихъ съ лопарями народностей, считая свой бытъ съ полнымъ основатемъ, да и самихъ себя, пожалуй, въ культурномъ отпошенш выше лопаря, пе согласятся никогда переменить удобство своей оседлой жизни на полную лишенШ и бедствШ жизнь полукочевника-лопаря. Съ другой стороны и самому лопарю необходима я;ена, которая могла-бы помогать ему въ его трудовой жизни, а такихъ среди представительницъ соседнихъ народностей онъ, конечно, не найдетъ: лишь лопарка, возросшая среди вежъ, среди оленьихъ стадъ, на кегорахъ и тоняхъ, можетъ оказаться хорошей ему сподручницей. Лопарки также выхо- дятъ замужъ лишь за лопарей и только, какъ исключете, встречаются случаи выхода за- мужъ лопарки за представителя одной изъ соседнихъ съ ними народностей. Въ этомъ случае действуете также и то отвращете, которое питаютъ соседшя народности къ ло парямъ. Считая себя выше лопарей, норвежцы еле пускаютъ къ себе въ домъ лопаря, называютъ ихъ но свидетельству Вуха, и собаками, и иеной рода человеческаго. Руссюе, действительно, иначе относятся къ лопарямъ: они нисколько не брезгуютъ лопаремъ, вместе съ нимъ едятъ и пыотъ, дружатся съ нимъ, даже заключаютъ съ лопаремъ по братимство, крестятъ у него детей—но это нисколько не доказываетъ, чтобы руссие, относились къ лопарямъ лучше, чемъ шведы и норвежцы. Все три народности смотрятъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz