Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

260 самое следуетъ сказать о происхожденш родственныхъ узъ отъ участи того или иного лица въ свадебномъ ритуале. Но каково бы ни было нроисхождеше того или иного вида родства у лопарей, какъ-бы сильно не сказывалось на томъ или иномъ виде русское вшяте—родственный связи вс’Ь, за исклточешемъ разве нойгЬдняго вида, чтутся лопарями и свято ими блю­ дутся. Родственники кровные-ли, духовные-ли, близки лопарю: онъ считаетъ долгомъ по­ мочь имъ въ нужд*, оказать имъ услугу, и, въ свою очередь, считаетъ себя вправе ожидать того-же отъ своихъ родственниковъ. Если лопарь гостепршменъ вообще, если онъ любитъ видеть у себя гостей, то всегда наиболее желанными гостями являются для него члены его обширной родни. Онъ не жел'Ьетъ для нихъ ничего: сваритъ и мяса, и хорошую рыбу; поставить на столъ и пойду (верхнее оленье сало), или кости огь ногъ оленя съ мозгами; не иожалеетъ онъ для нихъ поставить на столъ и самое лакомое для него блюдо— оленьи языки и, если есть у него въ туи'Ь водка, угоститъ и ею нр1езжаго родственника. Посадитъ онъ его на почетное место, около середины стола, придвинетъ кару, кладетъ ему кусокъ за кускомъ, убеягдая его есть больше: „иуръ, луръ,“— ешь, ■Ьшь. Ночью онъ уступитъ ему свое м'Ьсто для ночлега, на широкой скамье, дальше отъ дверей, около передней ст’Ьны, а самъ съ женой ложится на полъ, если друия лавки не свободны. Такъ старается показать лопарь свою радость заезжему родственнику, д’Ьлаетъ все, что можетъ быть пр1ятнымъ последнему. Конечно, лонарь чтитъ такъ не всехъ своихъ родственниковъ: лишь близмя ему но родству лица пользуются этимъ почетомъ. Чемъ ближе родня, темъ больше ей по- четъ. Въ особенности различ!е въ степени оказываемаго родственникамъ увагкешя выра­ жается при свадебныхъ пирахъ, когда собирается вся родня лопаря; разсаживаютъ род- ственниковъ но близости родства. За столомъ, на самомъ иочетномъ месте, сидятъ отцы новобрачныхъ, по ихъ сторонамъ матери молодыхъ; далее въ такомъ-я{е порядке садятся крестные отцы и матери, еще далее братья и сестры и т. д.. За этимъ рядомъ блия!ай- шихъ родственниковъ следуетъ второй рядъ, располагающейся за первымъ; наконецъ, иногда, если родство у лопаря обширное, следуетъ и третй рядъ; въ этихъ двухъ рядахъ располагаются менее близйе родственники: какъ-то кровные въ далекихъ коленахъ, да- леме свойственники, крестовые братья и т. д. Много, впрочемъ, значить для лопаря и то, богатъ или бедепъ его родственникъ: больше уважешя оказываютъ, конечно, богатымъ родственникамъ и можетъ случиться, что близкй родственникъ, если онъ б’Ьденъ, будетъ посаженъ въ третй рядъ, а более дальнй, но богатый, сядетъ въ первомъ ряду, на одно изъ самыхъ ночетныхч, местъ. Случается и такъ, что близкй богатый родственникъ сидитъ на свадьбе старшаго сына на почетныхъ местахъ, а если онъ черезъ несколько времени обедн’Ьетъ, то на свадьбе втораго сына въ томъ-же семействе ему укажутъ не почетное место, а въ третьемъ ряду. Лишь для родителейновобрачныхъ и для крестныхъ отцовъ и матерей места определены, безъ различ1я богаты они или совершенно бедны. Почитая своихъ родственниковъ и строго считая степени близости и дальности род­ ства, лопарь, главнымъ образомъ, опасается вступать въ бракъ въ близкихъ степеняхъ родства: но это опасете. имеетъ место лишь по отношенпо къ родству кровному и къ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz