Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
обращаются къ чужимъ, хотя последнее случается довольно редко. Лопарь посажёпнаго отца называетъ обыкновенно положеннымъ отцомъ— Пейимв-есчд-, положенную мать— Пей- имо-тта; иногда также Есчим-сай т. е., вместо отца. Если положенный отецъ и мать не являются родственниками уже сами но себе, то они, взявши на себя эту обязанность, начинаютъ считаться таковыми. Отъ положенных!, родителей следуетъ отличать, такъ на- зываемыхъ, в'Ьнчальныхъ родителей; венчальный отецъ стоитъ въ церкви но правую руку отъ жениха около невесты, по левую сторону отъ нея становится венчальная мать; эти лица считаются обыкновенно также родственниками и назватя отца и матери придается имъ и впоследствш брачующимися сторонами. Венчальный отецъ называется Венцы-есчъ (ейчъ); венчальная мать—Венцы-янпа. В ъ техъ местностяхъ, где место венчальнаго отца заменяетъ тысяцгай—онъ считается родственникомъ. Что касается сватовъ и дру- жекъ, то въ иныхъ местностяхъ Лапландш они совмещаются въ одномъ лице, въ дру гихъ— нетъ. Обыкновенно они бываютъ изъ числа близкихъ родственниковъ. но иногда они выбираются и изъ лицъ постороннихъ. сверстниковъ, прштелей и т. д , лопарское назвате ихъ сунв нмиеП— ниточная пряден; лопари иногда называютъ ихъ также куче- ромъ. Первое misname происходить, пи словамъ о К Щеколдина оттого, что онъ у невесты „все расхва.чиваетъ, все раснрашиваетъ, все палаживаетъ;" кучеромъ его назы ваюсь оттого, что онъ ходитъ созывать родственниковъ на свадьбу, подноситъ имъ вино и т. п. Присутств1е ихъ въ церкви не является необходимымъ, такъ какъ в ъ .церкви у нихъ нетъ никакихъ обязанностей. (Пазрека). Сваху также называютъ сунн-пыней , такъ какъ она „у невесты все восхваляетъ и невесту ириготовляетъ после еще къ венцу“ . (Пазрека). Вероятнее однако что назвате свахи и дружекъ и прядеями про исходить оттого , что при сватовстве они начинаютъ прясть нитки, прежде чемъ при ступить къ сватанью. Что касается сватовъ, дружекъ и свахъ, то въ техъ случаяхъ, когда они избираются изъ лицъ постороннихъ, —они въ некоторыхъ местностяхъ счита ются родственниками, въ иныхъ—нетъ. Въ зтомъ отношенш нельзя ничего подметить опреде.леннаго и, повидимому, параллельно существуютъ два равносильныхъ мнетя. Изъ всехъ родственныхъ узъ, связующихъ лопарей другъ съ другомъ, это последнее является наиболее слабымъ, и наименее почитаемыми родственниками являются,"именно, те, родство съ которыми возникло лишь благодаря ихъ участно въ свадебномъ ритуале. Родственный узы пе простираются въ данномъ случае дальше лицъ, заключившихъ это родство и на детей пе переходятъ ни въ какомъ случае. Подробнее скажу объ этихъ родственникахъ, когда коснусь свадебнаго ритуала. Изъ нриведеннаго перечня видовъ родства среди современныхъ русскихъ лопарей ясно, мнопе изъ нихъ либо возникли, либо развились подъ вл1ян1емъ хрисианства, либо соседей русскихъ. Пожалуй, что исключительно туземными видами родства, въ которыхъ нетъ вовсе или, по крайней мере, очень незначительно постороннее вшяте, следуетъ счи тать родственный связи, основанныя на происхожденш отъ одного родоначальника, свой ство и родство молочное. Что же касается до кумовства, то соблюдев!е его среди лопарей сводится почти исключительно къ исполнение каноническихъ правилъ; крестованье, либо возникло цодъ вл1яшемъ соседей русскихъ, либо въ томъ виде, въ какомъ мы его за- стаемъ теперь среди русскихъ лонарей, претерпело насебе сильное в-ште русскихъ. Тоже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz