Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

258 почти никогда не бываетъ: приглашенный идетъ къ месту освящетя воды, привявываетъ на веревку желающаго купаться и на ней погружаетъ его въ воду, до трехъ разъ. После этого погружавнпй считается крестнымъ отцомъ, а погружаемый крестникомъ. (Пазрека, Сонгелы, Массельга). Лопари считаются иногда свояками и сватами. Свояками считаются два лопаря, женивппеся на двухъ родныхъ сестрахъ; по-лопарски своякъ выговаривается— сваякъ. \ j Сватами—по-лапарски лай, (сватья-лайагки) считаютъ родные новобрачнаго всю родню молодой, и, наоборотъ, родня молодой считаетъ сватами всехъ родственниковъ со стороны новобрачнаго. Чрезвычайно распространенъ среди лопарей обычай крестованья; два лопаря часто обмениваются крестами, после чего считаются братьями; въ некоторыхъ местностяхъ этотъ обычай сопровождается еще обменомъ подарковъ (Ловозеро, Нотозеро), въ неко­ торыхъ подарковъ не делаютъ другъ другу (Пазрека), кроме взаимнаго угощешя ви- номъ. Лопари заключаютъ побратимство не только между собой, но иногда и съ русски­ ми; побратимство, распространенное среди лопарей, породило целый рядъ разсказовъ, какъ некоторые промышленники, подпаивали лопарей, чтобы заставить ихъ предложить побратимство, и затемъ, давши ему какой-нибудь ничтожный подарокъ, получить взаменъ отъ лопаря либо дорогой мехъ, либо оленя. Насколько эти разсказы соответствовали дей­ ствительности въ прежнее время, сказать довольно трудно; въ настоящее время лоиари более осторожны и, еслии заключаютъ побратимство съ русскимъ рыбопромышленникомъ, то едва ли съ большой выгодой для последняго. Подтверждешя же этимъ разсказамъ, въ бытность мою въ Лапландш, я не встрЬ- тилъ: повидимому, эти разсказы, какъ и многое другое, приписываемое совремеинымъ русскимъ лопарямъ, следуетъ отнести къ области прошлаго. Между лопарками обычая меняться крестами, а также заключать посесгримство какимъ-либо другимъ способомъ не встречается. Побратимство не служитъ среди ло­ парей премятсшемъ къ браку; одинъ крестов.,;й братъ можетъ жениться на сестре, до­ чери другаго. Хотя и редко, но встречаются у лопарей и молочные братья, и сестры. Редкость, даже исключительность, этого явлешя объясняется темъ, что лопарки обыкновенно сами кормятъ грудыо своихъ детей, и лишь какъ на исклшчеше мояшо указать на случаи, когда ребенокъ не вскормленъ грудью родной матери. Разъ это, однако, случается, появляются и родственный отношетя между молочной матерью и молочнымъ сыномъ съ одной сто­ роны, и молочными братьями, и сестрами съ другой. Къ молочной матери молочный сынъ долженъ относиться съ уважешемъ, какъ къ родной матери. Бракъ между молочнымъ братомъ и молочной сестрой воспрещается. Лопарсгая назвашя для молочнаго брата— \i педжь-вилль, для молочной сестры—неджь-вообь. (Пазрека, Сонгелы). Къ числу родственниковъ следуетъ отвести и некоторыхъ лицъ, принимающихъ учасйе въ свадебномъ ритуале. Изъ нихъ на первомъ месте следуетъ поставить поса- лгённаго отца и посая 1 ённую мать; если у жениха или невесты нетъ родителей въ жи- выхъ, они обращаются обыкновенно къ родственникамъ своимъ, быть посаженными роди­ телями, если родственникамъ почему -нибудь неудобно согласиться на эту просьбу, то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz