Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

257 Риста-ейча —крестнымъ отцомъ; восщиемницу— Риста-янна, Ристъ4ею, крестной ма­ терью. Если у крестныхъ отца и матери есть родители, то ихъ крестникъ называетъ Рист-ай— крестный д'Ьдъ; жену его— Рист -та —крестная бабка; жену воспр1емпика крестиикъ называетъ Ристъ-агка; а мужа воспр 1 емницы-Ристъ-ай. Крестные отецъ и мать зовутъ крестника— Ристь-альги , Ристъ-айлегъ, крестный сынъ; крестницу— Ристъ- шшк, Ристъ-нейдъ крестная девка (дочь). Родители восир!емниковъ навываютъ крестни- ковъ своихъ детей,—крестный внукъ, крестная внучка. Наконецъ лица, имеющая одного крестнаго отца или одну крестнуюмать, даютъ другъ дру!’у назватя Ртт-вилль , Ристо- велль, крестные братья, Рита-оббашъ , Ристъ-обба, Pucim-уабв, крестныя сестры. Крест­ ный отецъ при крестинахъ платитъ за свечи и за самое совершеше крещешя; онъ-же доля!енъ подарить своему крестнику крестъ, привешенный обыкновенно къ шерстяной нитке. Это объясняется, впрочемъ, темъ, что снурки, ленточки очень редки среди лопарей. Поэтому если крестный отецъ богатъ, то онъ даритъ крестъ не только на ленте или снурке, но даже иногда на медной или серебряной цепочке (Пазрека). Онъ-лсе да­ ритъ крестнику и поясокъ, также—либо изъ шерстинки, либо покупной. На Нотозере, въ Сонгелахъ, Массельгскомъ и Ловозерскомъ погостахъ крестные родители дарятъ крест­ нику важенку, которая и ноступаетъ вместе съ имеющимъ быть отъ нея приилодомъ въ полную собственность крестника. Пока крестникъ растетъ, все обязанности его по отношенш къ крестнымъ роди- телямъ сводятся лишь къ выражение имъ уважешя; въ дело воспиташя крестника вос- пр1емники не вмешиваются, хотя и считаются после родныхъ отца и матери наиболее близкими родственниками. Въ своей роли вторыхъ родителей они выстугшотъ, главнымъ образомъ, во время женитьбы крестника или выхода замужъ крестницы. Никогда лопарь не решится женить своего сына или выдать замужъ свою дочь, не посоветовавшись сна­ чала съ ихъ крестными родителями; въ случае нееоглаяя последнихъ бракъ разстраи- вается. За свадебнымъ столомъ они сидятъ рядомъ съ родителями брачущихся; после родителей крестный отецъ и мать благословляютъ новобрачныхъ хлебонъ. Все родственный отношешя, имЬюпщ своимъ источникомъ воспр1ят1е отъ купели, чтутся лопарями, и факты сожительства кума съ кумой неизвестны, такъ какъ это счи­ тается лопарями за непростительный грехъ; браки между лицами, состоящими въ этомъ родстве, также не встречаются почти вовсе и считаются несчастными. Такъ какъ Bocupiflrie отъ купели ведетъ за собой целую массу родственныхъ связей, то лопари избегаютъ заключать это родство съ лицами посторонними. Обыкно­ венно просятъ близкихъ родственниковъ быть восщлемниками, чтобы пе увеличивать ко­ личества родни, препятствующей браку. Этимъ же соображешемъ объясняется и то, что иногда въ BocupieMHHitH приглашаются проезж1е руссйе, съ которыми лопари другихъ родственныхъ связей обыкновенно не имеютъ. Встать въ отношешя крестника, крестницы къ крестному отцу, матери можно еще «едующимъ образомъ. 6-го января, при освященш воды, существуете обычай ку­ паться: причемъ купаются и мужчины, и женщины; это делается въ случае бывшей бо­ лезни, по обету. Желаюпцй купаться приглашаете родственника или знакомаго словами: „идешь-ли ты сегодня на1ордань быть мне крестнымъ?” Отказовъ на такое припишете зз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz