Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

252 сд'Ьлкахъ лопари, вместо подписей, ставятъ свои клейма; ставятъ они ихъ И на карба­ са, весла, кережи, шесты, на домашнюю утварь и т. д., и первое, что старается сде­ лать лопарь по прмбретенш какого-нибудь предмета, это ножемъ вырезать на немъ свое клеймо, какъ знакъ, несомненно свидетельствующей о принадлежности даннаго предмета тому или иному лицу. Лопари хорошо знаютъ клейма не только своихъ односельчанъ, но и своих!) соплеменниковъ, живущихъ въ далеко отстоящихъ отъ нихъ погостахъ, но ио- казываютъ они чужому человеку лишь свое клеймо: нарисовать чужое клеймо было бы равносильно подделке подписи, и лопарь тщательно избегаетъ рисовать чужш клейма лицу, ему мало знакомому. Что касается оленей, то для доказательства принадлежности ихъ данному семейству имъ режутъ уши, либо правое, либо левое, либооба. Мне удалось собрать отъ лопарей Кильдинскаго Сонгельскаго и Нотозерскаго погостовъ способымет­ ки оленей; прилагаю рисунки на особой таблице. Это не суть родовыя метки, даже не се- мейныя, скорее просто метки даннаго лица; такъ у отца можетъ быть свой способъ ре­ зать уши своимъ оленямъ, у неотделеннаго сына—другой, у дочери— третй и т. д. Кроме этого, оленямъ на шерстяной нитке иривязываютъ неболытя дощечки: на одной стороне вырезываютъ свое родовое клеймо, на другой общее лопарское оленье клеймо \ j называемое, самими лопарями вить-суть, т. е. пятиугольникъ (Пазрека). Вероятно, следуетъ въ этомъ оленьемъ клейме видеть какой-нибудь знакъ, смыслъ котораго нами утерянъ, имеющй, однако, силу охранять оленя либо отъ хищныхъ зверей, либо отъ дурнаго че­ ловека и т. п. Иначе трудно объяснить себе существоваше особаго, общелопарскаго, оленьяго клейма. Такъ какъ клейма служатъ и знаками собственности, и доказательствомъ принад­ лежности даннаго лица къ роду, то лопари ими очень дорожатъ и считаютъ нужнымъ поставить, какъ своихъ односельчанъ, такъ и по возможности лонарей другихъ погостовъ въ известность о всякой перемене клейма; такъ, если сынъ отделится отъ отца и сде- лаетъ прибавку или убавку въ рисунке клейма, онъ спешитъ уведомить объ измененш клейма, или лучше сказать, опоявленш новаго клейма, всехъ своихъ соседей, дабы никто не могъ ошибаться и отговариваться незнатемъ новаго рисунка клейма. Оффищально новый рисунокъ клейма можетъ показывать лишь отделившйся сынъ— самостоятельный хозяинъ; до раздела, хотя бы у него и было уже свое клеймо, онъ предъявлять его не имеетъ нрава. На право употреблять свои клейма требуется иногда не только заявлеше погосту, но испрошете у него разрешешя. Къ признакамъ бывшаго родоваго союза следуетъ отнести и обычай величать другъ друга но отчеству. Действительно, это делается не всегда и не по отношенш ко всемъ. Лишь къ самымъ почтеннымъ лопарямъ, а таковыми являются старики и богатые, об­ ращаются, называя ихъ по имени и отчеству; по отношенш къ другимъ лопарямъ ихъ зо- вутъ просто по имени, но когда лопари угощаютъ другаго, кто бы ни былъ тотъ, кого угощаютъ—его всегда зовутъ по имени и по отчеству. Если гостя хотятъ почтить осо- беннымъ образомъ, то прибавляютъ не только имя отца, но и деда лица, къ которому об­ ращаются; причемъ имена располагаются въ следующемъ порядке: сначала имя деда,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz