Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

Изъ приведеннаго перечня фашшй лопарскихъ родовъ ясно, что большинство фа- милй произошло отъ именъ собственныхъ и частью отъ прозвищъ. Что касается помгЬд- нихъ. то лопари, хотя и сравнительно редко, даютъ ихъ своимъ сосЬдямъ; эти прозвища касаются, главнымъ образомъ, отдельныхъ лицъ и забываются обыкновенно со смертью лица, получившаго прозвище, не переходя на его потомковъ; прозвища даются благодаря индивидуальнымъ чертамъ того или иного лица. Такъ, на Пазреке молодаго лопаря (18 л1>тъ) Козьму называютъ россомахой, такъ какч, онъ очень невеликаго роста и крайне бойый. Другаго лопаря Ивана называютъ Караса-войвв (жестокая голова), такъ какъ онъ очень сердитъ. Лопаря Романа—зовутъ евдуласа (безд'Ьльникъ), такъ какъ онъ любитъ слоняться изъ тупы въ тупу безъ всякаго дела. Въ Нотозерскомъ погосте и въ Сонгелахъ существуютъ, между прочимъ, тагая прозви!ца— Россомахины-некрасивы-ноги, за то, что у даннаго лица кривыя ноги, какъ у россомахи; другаго плЬшиваго лопаря называ­ ютъ Постова-м'Ьсяцева-голова, т. е. плешивый, какъ м'Ьсяцъ въ Филипповъ постъ. Проз- вища даютъ не только мужчинамч>, но и женщинамъ: такъ въ Пазреке лопарку Анну за то, что она любитъ рядиться и смотреться вч, зеркало, встретить которое у лопарей можно- лишь крайне редко, прозвали Херви-Аннушка т. е. нарядная Анна; другую ло­ парку, отличающуюся небольшимъ ростомч, и толщиной прозвали Нюпт-алдъ , т, е. безро­ гая важенка (самка оленя); на Нотозере и въ Сонгелахъ встречаются прозвища «красивыя> для техъ, которыя поражаютъ лопарей своей красотой; „тужиха“ ,— которая любитъ вор­ чать и жаловаться на судьбу и т. д. Если случится, что подобное прозвище переходитч, случайно на потомковъ, то меняется и фамшия всего рода, и въ данномъ случае пе делаютъ различ!я, было-ли дано это прозвище мужчине или женщине. Существуютъ и друпя основашя для перемены фамилш рода: либо какой-нибудь частный случай, либо известность кого-нибудь изъ членовъ рода. Такъ пазрецие лопари говорятъ, что у рода ведотовыхъ была прежде фамшпя Харловыхъ; переменили-же они ее, по семейнымъ предашямъ ведотовыхъ, вотъ по какому случаю: въ роде Харловыхъ была замечательная по своему искусству бабка, имя которой было беддь-акки; она при­ нимала детей у всехъ лопарей своего погоста и даже удостоилась за свое искусство разъ быть призванной къ черту, который утащилъ къ себе лопарскую девушку въ жены; за искусную помощь при родахъ чертовой жены она получила отъ черта въ награду сукна на юпу; однако подареннаго сукна не хватило ей на рукава; поэтому она пред­ сказала своимъ, что весь ихъ родъ будетъ жить въ бедности, и почти не будетъ иметь оленей. Въ честь этой знаменитой беддь-акки Харловы переменили свою фамилш въ ведотовыхъ. Аеанасьевы, по родовымъ предашямъ, имели также прежде другую фамилно, именно Лазаревыхъ: одинъ ихъ членъ рода ушелъ какъ-то въ солдаты; во время своей службы онъ нажилъ большое состоите и передъ смертью завещалъ свое богатство род- ственникамъ. Воспользовавшись неопытностью лопарей, деньгами солдата Лазарева завла­ дели каие-то друпе Лазаревы, живппе где-то въ другомъ месте; родственники такъ и не могли добиться получешя этихъ денегъ, отчасти обиженные этимч>, отчасти и для того, чтобы подобнаго случая не повторилось, они переменили свою фамилш на Аеанасьевыхъ. У лопарей, вообще, въ ходу большое количество семейныхъ-родовыхъ предашй, сделавшихся, однако, собственностью всехъ лопарей: относительно возникновешя такихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz