Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

относится къ пользование морскими тонями и ручными, лежащими у устьевъ рекъ, можетъ касаться главнымъ образомъ лишь перечисленныхъ погостовъ. Время отъ времени лопари каждаго погоста сходятся па сходъ (суймъ) и нриво- дятъ въ известность какъ число душъ мужскаго иола, такъ и число имеющихся у нихъ тоней. Когда это сделано, расчисляютъ, сколько душъ приходится на каждую тошо. По­ сле этого определяюсь, кому съ к’Ьмъ изъ мало-семейныхъ лопарей идти на тоню. За- т’Ьмъ жреб1емъ узнаютъ, кому какая тоня достанется. Пазр’Ьцие лопари бросаютъ жре- 6iii сл’Ьдующимъ образомъ. По числу тоней Д’Ьлаютъ изъ дерева иеболыпш дощечки и на каждой изъ нихъ выр'Ьзываютъ свои клейма; эти дощечки кладутъ въ шапку: кто ни­ будь говоритъ: тяните на такую-то тоню. Кто первый вытянетъ дощечку со своимъ клей- момъ, тому и достается эта тоня. Также поступаютъ и съ следующими тонями, пока всгЬ не будутъ распред'Ьлепы между жителями погоста. Посл'Ь этого всЬ разъезжаются по свонмъ тонямъ. На осповаши этого принципа одна тоня можетъ достаться несколькимъ семействамъ, если въ нихъ немного дупл, мужскаго иола и наоборотъ: несколько тоней могутъ достаться на долю одной семьи, если она многочисленна. Допустивъ, иоложимъ, что на тоню приходится 4 человека, окажется, что две семьи, им'Ьлшця каждая въ своей среде две души мужскаго пола, получаютъ одну тоню, а семья, имеющая въ своей среде 8 душъ мужскаго пола, нолучаетъ для себя две тони. Каждая пар™, отправившись на доставшуюся ей тоню, пользуется ею въ продол- жеше одной весны. На следующй годъ лопарь, получивши первую тоню, переходить на место того, кто взялъ последнюю. Вытянувшй вторую тоню нереходитъ на место того, кто име.лъ прошлую весну первую и т. д., такимъ образомъ совершается перемещеме, пока пользовавпийся въ первую весну по метанш жереб1я не дойдетъ до пользовашя пер­ вой тоней. Когда все пересидятъ на всехъ тоняхъ— снова собирается суймъ и вновь про­ изводится разсчетъ душъ по тонямъ и новое вытягиваше жреб1я. Срокъ, черезъ который переметывается жребй, зависитъ следовательно отъ числа тоней; вследеттае чего онъ крайне неодинаковъ: такъ въ Кильдинскомъ ногостЬ 22 тони, лежащихъ на берегу океана и устья рекъ: въ Семмстровскомъ такихъ тоней— 6; въ Воронеамжомъ—7; въ Пазрецкомъ— 12; въ Печенгскомъ— 12; въ Мотовскомъ— 10. Другихъ погостовъ, кото­ рые также имеютъ семужьи заборы (напр. Нотозерсий, 1окангсшй, Лумбовсгай и др.), за недостаточностью сведетй, я не касаюсь. Естественно также, что число лопарей, иро- ыышляющихъ на каждой тоне, зависитъ отъ отношея1я числа душъ мужскаго пола къ числу всехъ тоней даннаго погоста. Какъ ни сильно воспоминаше о роде среди лопарей, нельзя, конечно, ожидать, чтобы они жили родами; мало того, среди нихъ не встречается даже, такъ-называемыхъ, болынихъ семей. Разделы въ болыпомъ ходу, и если у отца несколько сыновей, все они тотчасъ после женитьбы отделяются и заводятъ совершенно самостоятельное хозяй­ ство; лишь въ томъ случае, если у родителей лишь одинъ сынъ, онъ остается при нихъ до ихъ смерти. Вс.тЬдслтае такого стремлешя къ разделамъ все лопари делятся на рядъ малыхъ семей, хотя воспоминаше о существованш некогда среди нихъ болынихъ семей и доселе существуете. Повидимому, у русскихъ лопарей утратилось даже свое назвате для обозначегая поняйя рода, такъ какъ слова руотъ или роотъ, которыми лопари вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz