Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
243 Лапландш, не засталъ уже обычая, засвидетельствованнаго почти за два вФ.ка до него, т'Ьмъ бол'Ье, что въ половине X V III в'Ька этотъ обычай уже вышелъ изъ употреб лешя, какъ утверждаетъ Гегстремъ. Но неудивительно также, что этотъ обычай суще ствовалъ и даже господствовалъ еще въ конце X V II века: гостенршмный гетеризмъ слишкомъ известное явлеше, чтобы существоваше его, где бы то ни было, могло насъ удивлять, какъ ие можетъ насъ удивлять и следующее показаше того-же Реньара. „Эти люди“ (лонари), пишетъ Реньаръ, „стремятся найтисебЬ въ жены д-Ьвушекъ, которыя лишились невинности, съ такой поспешностью, что они нредпочитаютъ ихъ какъ- бы оп'Ь ни были бедны—богатымъ, если носл'Ьдшя не лишены невинности... Однако сле дуетъ делать разлшпе: чтобы one пользовались уагЬхомъ, необходимо, чтобы невинности девушка была лишена отправляющимися зимой въ Ланландпо иностранными купцами, а пе лоиаремъ... они такъ изыскиваютъ такихъ д'Ьвушекъ, что, когда они иргЬзжаютъ зимой въ Торно и находятъ девушку беременной, они не только забываютъ своп выгоды, и берутъ ее безъ приданаго, но даже... нокунаютъ ее у родителей1 ‘). Таковы остатки далекой эпохи безпорядочнаго иоловаго сожительства среди лона рей, замеченные въ X V I и X V II в'Ькахъ. Подобно нроституировашю своихъ женъ и этотъ взглядъ на беременныхъ девушекъ исчезаетъ въ X V III в'Ьке и насколько известно, исче- заетъ безследно. Противъ этого сообщешя, какъ и нротивъ сообщешя о существованш среди лопарей гостепршмнаго гетеризма, вооружается Гогиоеръ—это лишь можетъ слу жить лилшимъ подтверждешемъ того, что и этотъ обычай отжилъ навсегда свой векъ въ Лапландш. О томъ, что въ настоящее время ни того, ни другаго не встречается среди русскихъ лопарей, упоминать лишне. Вернемся къ остаткамъ родоваго устройства среди лопарей. Если среди древнихъ лопарей остатки эти были замечены преимущественно въ веровашяхъ лопарей, то среди современныхъ намъ русскихъ лопарей мы застаемъ еще много нризнаковъ бывшаго ро доваго союзаглавнымъ образомъ въ ихъ нользованш землей. Следуетъ заметить, что частна- го эемлевлад'Ьшя никогда среди лопарей не было: со времени нокорегая Лонландш земля лопарей считалась государственной, и лопари пользовались ею, но установленвымъ искони обычаямъ. Основаше Печенгскаго монастыря и жалованный грамоты, которыми его снаб- жаютъ Московсше цари, впосятъ до известной степени повый принципъ въ лопарскую жизнь: часть ихъ становится крепостными крестьянами монастыря. Однако эта крепо стная зависимость продолжается недолго, или вернее пе надолго нарушаетъ древнй строй лопарскаго землевлад'Ьнм. Уже при начале упадка монастыря лопари постепенно переходятъ къ своему прежнему образу управлешя землей, а когда Печенгскй монастырь уничтолгается и закрепощенная монастыремъ часть лонарей переходитъ въ разрядъ го- сударственныхъ крестьянъ, они начинаютъ владеть всей землей, какъ имъ принадлежащею. Установились между погостамй определенный границы, искони нем'Ьняемыя. Такъ вла детя Печенгскаго и Пазрецкаго погостовъ разделяются другъ отъ друга тундрою, кото рую печенгсйе лопари называютъ Пазр-Ьцкой тундрой, а лопари пазрецгае — Печенг- х) Regnard. Voyage pp. 41, 43.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz