Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
шимъ средствомъ увеличить свои стада и получить благословеше небесное иа всю свою семыо; опъ просилъ пастора неоднократно оказать ему ату честь; но пасторъ... не хо- телъ исполнить его просьбы и указывалъ ему, что это еще пе самый верный способъ привлечь къ себе благословеше. Лопарь на это обращалъ мало вниматя и, встр'Ьтивъ однажды пастора одного, онъ па коленяхъ просилъ его, заклиная его вс'Ьмъ, что было для него святаго, не отказывать ему въ милости, которой онъ у пего просилъ; и присо единяя къ просьбамъ и обещатя, онъ предложилъ ему тесть золотыхъ моиетъ, если онъ только снизойдетъ до того, чтобы лечь съ его женой. Пасторъ подумалъ некоторое время... и не желая огорчить отказомъ лопаря... согласился на его просьбу и получилъ въ иодарокъ обещанный ему деньги. Таковы сведешя о гостепршмномъ гетеризме у древнихч, лопарей. Бюффонъ, упоминая объ этомъ обычае среди лопарей, объясняете существовате его, какъ и то, что лопари считаютъ себя польщенными, если кто-нибудь не откажется воспользоваться этимъ обычаемъ, темъ, что они „зпаютъ свое безобраз1е и безобраз1е своихъ женъ: они невидимому, находятъ менее безобразными техъ, которыми не брезгали иностранцы" *). Это объяснете Бюффона важно лишь какъ доказательство, насколько такой обычай пора- жалъ людей даже X V III века. Въ настоящее время, когда гостеприимный гетеризмъ былъ найдет, либо суще- ствовавшимъ, либо существующимъ у многихъ народовъ, когда нроисхождеше его объяс нено уже, насъ не 'должно удивлять, что мы встречаемся съ нимъ и среди древнихъ лопарей. Но въ объясненш Бюффона важно въ особенности то, что те девушки, кото рыя имели сношетя съ чужестранцами, считались более почетными. Дальнейцця сведе- шя лишь подтвердят!, въ этомъ OTiiomenin объяснете Бюффона, хотя, конечно, о сознаши лопарями своего внешняго безобраз1я не можетъ быть и речи. Пока сКажемъ еще не сколько словъ о гостепршмномъ гетеризме. Этотъ обычай, распространенный, повидимому, какъ среди древнихъ скандинавскихъ, такъ и среди древнихъ русскихъ лопарей—сталъ однако быстро падать съ развипемъ проповеди и просвещетя. Такъ уже въ поло вине X V III века Гегстремъ отрицаете существовате гостепршмнаго гетеризма, вч, ыес- тностяхъ ему известныхъ: ему, но крайней мере, ничего не удалось узнать объ этомъ обычае 2). После свидетельства Гегстрема объ исчезновеши этого обычая среди известныхъ ему местностей Лапландш, какъ-то странно слышать энергичиыя доказательства Гоггюера, что этотъ обычай пе встречается более въ Лаиландш. Передав!, слова Реньара о госте-, пршмномъ гетеризме, онъ замечаетъ: ...„я думаю, что могу смело утверждать, что этотъ обычай никогда пе встречался въ той местности Лапландш, которую я объехал!,, и мно- пя духовныя лица, чиновники и путешественники, которымъ хорошо знакомъ округъ л 01 iapсгай около Торнео, въ котором!, былъ Реньаръ—уверяли меня, что весь этотъ раз сказъ следуетъ считать простой сказкой, не больше” 3). Неудивительно, что Гоггюеръ, во второй четверти текущаго столе™ бывпнй въ 1) Bnffon. Histoire Nature!]е т. Y, 1785, р. 12. 2) Hogstrom. Beschreibung, p. 148. 3) Hogguer. Beise, pp. 154—155.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz