Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
240 Лопарскй домовой Лы(е)ртд-хозинв (хозяинъ перга-тупы) живетъ во воякой туп-Ь лопарской. Въ Сонгельскомъ погосте, разсказывали мне, Пыртъ-хозинъ не давалъ покоя одному лопарю: ночыо поднимался шумъ; Пыртъ-хозинъ сыпалъ съ потолка на нроходя- щихъ и бросалъ въ нихъ предметами домаганяго обихода. Одинъ лопарь ухитрился, однако, схватить домоваго за руку и зажегъ спичку. Оказалось, что Пыртъ-хозинъ весь въ шерсти, „словно собака” ; но после этого Пыртъ-хозинъ бросилъ этотъ домъ. Зд'Ьсь мы видимъ, что домовой, какъ почти всюду, обратился въ духа недобраго, вредящаго и мешающаго жителямъ даннаго дома. Воспоминате о немъ, какъ о предке, утратилось совершенно, и его не только не ублажаютъ жертвонриношешями, но даже радуются, когда онъ уйдетъ нзъ дому. Какъ воспоминание о связи Пыргъ-хозина съ домангнимъ очагомъ, сохранился сл'ЬдующШ обычай, распространенный почти у вс'Ьхъ, такъ-назы- ваемыхъ, кольскихъ лопарей: именно, куда-бы лопари не нргЬзжали, они сначала зажи- гаютъ огонь въ комельке, а зат’Ьнъ уже сносятъ кладь; это делается для того, чтобы Пыртъ-хозинъ былъ ласков-Ье. Когда лопари у'Ьзжаютъ на другое М’Ьсто, они оставляют!, на покидаемомъ ими м’Ьст'Ь въ комельк'Ь дрова, спички и растопку, чтобы по возвраще- гаи своемъ зажечь скорее огонь: не то съ к’Ьмъ-нибудь случится бол’Ьзнь. Всямй разъ, когда лопари ложатся спать, они накладываютъ въ комелекъ жаръ и затемъ ножемъ крестятъ комелекъ три раза. Во вс'Ьхъ этихъ обычаяхъ сквозитъ ясно мысль, что въ комельк'Ь живетъ Пыртъ-хозипъ. Древте помещали подъ очагомъ души усопшихъ или домашнихъ духовъ. Ясно, что Пыртъ-хозинъ есть лишь извращенный предокъ, обломокъ некогда развитаго в'Ьроватя въ духовъ—покровителей дома. Въ связи съ иочитатемъ очага стоитъ между прочимъ и следующее; около комелька обыкновенно отгораживается м'Ьсто (называемое лопарями „чистое м'Ьсто"), имеющее видъ продолговатаго четырехъ- угольника, углубленное не бол’Ье ‘/4, аршина; за эту ограду никто, ни мужчины, ни женщины, переступать не могутъ. Женщины не им'Ьютъ права ни садиться на эту огра ду, ни даже становиться на нее: это оскверняетъ святыню. Не будетъ слишкомъ см-Ь- лымъ предположить, что на этомъ мЬсте находились либо священныя изображешя язы ческой эпохи, либо это м'Ьсто считалось жилищемъ домашнихъ духовъ. Среди лопарей н'Ькоторыхъ погостовъ обычай устраивать это отд'Ьлете четырехъугольника осталось, но съ нимъ ужъ не связывается никакихъ релипозныхъ нредставлешй: въ этотъ четырехъ- угольникъ ставятъ посуду, въ особенности чайную. Таковы в'Ьроватя современныхъ русскихъ лопарей вч, Пыртъ-хозина; таковы об ряды, оставнпеся отч, прежняго поклонешя домашнимъ духамъ. Подобно тому какъ въ веровашяхъ лопарей, преимущественнодревнихч,, замечаются довольно значительныя переживатя родоваго культа, такъ и вч,быте современных'!, лопарей, мы встречаем!, еще много переживатй эпохи родоваго устройства. Прежде ч’Ьмъ перейти кч, изложение этихч, остатковъ, остановлюсь на одномъпереживанш бол’Ье далекой, ч'Ьмъ родо вой бытъ, эпохи развитая народа—на гостепршмномъ гетеризм’Ь. О немъ говорятъ только авторы XV I, X V II века, которые застали еще этотъ обычай среди лопарей; авторы по- следующихъ X V III и X IX вековъ не только отрицаютъ существоваше его за ихъ время, но склонны даже объявить ложью все показатя древнихч, авторовч,, касающихся госте- пршмнаго гетеризма: они не допускали даже возможности существоватя его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz