Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

240 Лопарскй домовой Лы(е)ртд-хозинв (хозяинъ перга-тупы) живетъ во воякой туп-Ь лопарской. Въ Сонгельскомъ погосте, разсказывали мне, Пыртъ-хозинъ не давалъ покоя одному лопарю: ночыо поднимался шумъ; Пыртъ-хозинъ сыпалъ съ потолка на нроходя- щихъ и бросалъ въ нихъ предметами домаганяго обихода. Одинъ лопарь ухитрился, однако, схватить домоваго за руку и зажегъ спичку. Оказалось, что Пыртъ-хозинъ весь въ шерсти, „словно собака” ; но после этого Пыртъ-хозинъ бросилъ этотъ домъ. Зд'Ьсь мы видимъ, что домовой, какъ почти всюду, обратился въ духа недобраго, вредящаго и мешающаго жителямъ даннаго дома. Воспоминате о немъ, какъ о предке, утратилось совершенно, и его не только не ублажаютъ жертвонриношешями, но даже радуются, когда онъ уйдетъ нзъ дому. Какъ воспоминание о связи Пыргъ-хозина съ домангнимъ очагомъ, сохранился сл'ЬдующШ обычай, распространенный почти у вс'Ьхъ, такъ-назы- ваемыхъ, кольскихъ лопарей: именно, куда-бы лопари не нргЬзжали, они сначала зажи- гаютъ огонь въ комельке, а зат’Ьнъ уже сносятъ кладь; это делается для того, чтобы Пыртъ-хозинъ былъ ласков-Ье. Когда лопари у'Ьзжаютъ на другое М’Ьсто, они оставляют!, на покидаемомъ ими м’Ьст'Ь въ комельк'Ь дрова, спички и растопку, чтобы по возвраще- гаи своемъ зажечь скорее огонь: не то съ к’Ьмъ-нибудь случится бол’Ьзнь. Всямй разъ, когда лопари ложатся спать, они накладываютъ въ комелекъ жаръ и затемъ ножемъ крестятъ комелекъ три раза. Во вс'Ьхъ этихъ обычаяхъ сквозитъ ясно мысль, что въ комельк'Ь живетъ Пыртъ-хозипъ. Древте помещали подъ очагомъ души усопшихъ или домашнихъ духовъ. Ясно, что Пыртъ-хозинъ есть лишь извращенный предокъ, обломокъ некогда развитаго в'Ьроватя въ духовъ—покровителей дома. Въ связи съ иочитатемъ очага стоитъ между прочимъ и следующее; около комелька обыкновенно отгораживается м'Ьсто (называемое лопарями „чистое м'Ьсто"), имеющее видъ продолговатаго четырехъ- угольника, углубленное не бол’Ье ‘/4, аршина; за эту ограду никто, ни мужчины, ни женщины, переступать не могутъ. Женщины не им'Ьютъ права ни садиться на эту огра­ ду, ни даже становиться на нее: это оскверняетъ святыню. Не будетъ слишкомъ см-Ь- лымъ предположить, что на этомъ мЬсте находились либо священныя изображешя язы­ ческой эпохи, либо это м'Ьсто считалось жилищемъ домашнихъ духовъ. Среди лопарей н'Ькоторыхъ погостовъ обычай устраивать это отд'Ьлете четырехъугольника осталось, но съ нимъ ужъ не связывается никакихъ релипозныхъ нредставлешй: въ этотъ четырехъ- угольникъ ставятъ посуду, въ особенности чайную. Таковы в'Ьроватя современныхъ русскихъ лопарей вч, Пыртъ-хозина; таковы об­ ряды, оставнпеся отч, прежняго поклонешя домашнимъ духамъ. Подобно тому какъ въ веровашяхъ лопарей, преимущественнодревнихч,, замечаются довольно значительныя переживатя родоваго культа, такъ и вч,быте современных'!, лопарей, мы встречаем!, еще много переживатй эпохи родоваго устройства. Прежде ч’Ьмъ перейти кч, изложение этихч, остатковъ, остановлюсь на одномъпереживанш бол’Ье далекой, ч'Ьмъ родо­ вой бытъ, эпохи развитая народа—на гостепршмномъ гетеризм’Ь. О немъ говорятъ только авторы XV I, X V II века, которые застали еще этотъ обычай среди лопарей; авторы по- следующихъ X V III и X IX вековъ не только отрицаютъ существоваше его за ихъ время, но склонны даже объявить ложью все показатя древнихч, авторовч,, касающихся госте- пршмнаго гетеризма: они не допускали даже возможности существоватя его.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz