Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

душъ усопшихъ. Шефферъ, передающей это свидетельство, отридаетъ его справедли­ вость 1), но Шефферъ не делаетъ въ зтомъ отношенш исключен!я ивъ ряда всехъ остальныхъ писателей, которые, не ваставъ какого-нибудь обряда, объявляютъ ложными ноказашя авторовъ, зам'Ьтившихъ его среди лопарей, подчасъ ва несколько столейй до его времени. Съ подобнымъ отрицашемъ факта, только на основанш того, что подчасъ столейе или больше спустя, онъ уже не встречается, намъ придется столкнуться не­ однократно. Какъ бы то ни было, но о поклоненш лопарей домашнему очагу, мы, кроме нриведенныхъ, встречаемъ еще извеспе: это, именно, извеспе Дам1ана а Гоёса (Damia- nus a Goes’); въ X V III веке, по словамъ Гегстрема, этого поклонешя уже не встре­ чается а), хотя отъ того же века мы имеемъ вышеприведенное показаше Адерби. Въ тесной связи съ поклонетемъ домашнимъ духамъ стоитъ и поклонете духамъ усопшихъ, и, какъ известно, поклонете первымъ произошло отъ поклонешя зторымъ. Такъ, Шеф- феръ сообщаетъ, что лопари верятъ, что после смерти остается нечто, „что латиняне называли manes, что оказывается по отношенпо къ лопарямъ не всегда благодетельнымъ, но не редко и вреднымъ", и что въ силу этого вероватя лопари после смерти кого-ни- будь изъ членовъ семьи, спешатъ оставить вежу, въ которой больной скончался 3). Пред­ ковъ умершихъ лопари называютъ общимъ именемъ ситте; изображешй ихъ не делаютъ, но жертвы имъ приносятъ, причемъ, выборъ жертвеннаго животнаго производится уже изложеннымъ выше способомъ, при посредстве бубна; д;ертвенному животному прокалы- ваютъ правое ухо и въ проколъ вводятъ черную нитку. Мясо жертвеннаго животнаго съедаютъ сами, кроме частицъ отъ сердца и легкихъ, которыя делятъ каждую на три части, прикрепляютъ къ тремъ палочкамъ и, обмававъ ихъ жертвенной кровыо, зары- ваютъ въ землю; зарываютъ также и кости жертвеннаго животнаго4). Съ жертвоприно- шешями предкамъ мы встречались уже въ предыдущей главе, въ случае болезни одно­ го изъ членовъ семьи. Мы видели также обрядъ сайво-пабме-лавгго, которымъ ребенокъ отдавался подъ покровительство одного изъ предковъ и получалъ имя последняго. Умер- пгимъ дугпамъ приписывалось, какъ мы видели, и содейеттае нойдамъ при ихъ чародей­ стве; они же помогали на охоте и въ рыбной ловле, указывали, где найти потерянное и какъ возвратить украденное; „лонари приносили жертвы умершимъ своимъ родствен- никамъ, прося ихъ не уводить ва собою оставшихся въ живыхъ детей и внуковъ 5) “ . Итакъ, въ веровашяхъ древнихъ лопарей мы имеемъ достаточно показатй о покло­ ненш ихъ домашнимъ духамъ и душамъ усопшихъ и о существованш у нихъ семей- наго родоваго культа, въ которомъ хранителемъ его и жредомъ являлся глава семьи- рода. Среди современныхъ русскихъ лопарей мы видимъ остатокъ этого поклонешя до­ машнимъ духамъ и почиташя очага въ веровашяхъ лопарей въ домоваго и въ неко­ торыхъ суеверныхъ обрядахъ, строго соблюдаемыхъ лопарями. ') Schefferus. Lappouia, p. 314. r) HOgstrom. Beschreibung, p. 20G. 3j Schefferus. Lapponia, p. 312. *) Ibid, p. 117. Филимоновъ. О Религш неврещенныхъ Черемисъ въ Вятск. Г. И. 1868 Аг 49.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz