Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
238 нымъ образомъ, подъ напоромъ законодательствъ покорившихъ лопарей государству стремившихся своими нормами урегулировать отнотешя лопарей. Судьи, посылаемые изъ Скандинавш, Новгорода и Москвы, чтобы судить лопарей, естественно, мало обращали вниматя на правовыя воззретя лопарей и вносили, такимъ образомъ, смешеше въ ихъ умы и новый чуждый элементъ въ ихъ нравовыя воззретя. Вотъ почему сравнительно мало бьющаго въ глаза сохранилось среди лопарей уже къ половине X V II века; на следовать же ихъ глубяге въ этомъ отношенш прежше писатели о лопаряхъ и не ста вили себе задачей, такъ какъ это казалось имъ мало интереснымъ. Но описывая лопа рей и останавливаясь лишь на техъ сторонахъ быта, которыя поражали больше всего наблюдателя, древше писатели затрогивали постоянно и веровашя, и суевер1я лонарей, и мы видели, какъ въ этомъ отношенш богаты сообщаемый ими данныя. Изъ приве- деннаго въ предшествующемъ очерке уже выяснились некоторые остатки семейнаго культа: къ такимъ следуетъ отнести и культъ сейдовъ, и культъ умершихъ; на послед- немъ я останавливался лишь мимоходомъ; кроме того у лопарей мы встречаемъ еще культъ домашнихъ духовъ. Мы видели уже, что писатели X V II века застаютъ еще се мейныхъ жрецовъ, что классъ жрецовъ въ конце этого века въ некоторыхъ местно стяхъ Лапландш не усиелъ еще выделиться, застаютъ еще главу семьи-рода въ его роли жреца. Разъ были семейные жрецы, разъ глава семьи являлся жрецомъ— долженъ былъ существовать и культъ семейный, а этотъ последшй имеетъ, какъ известно, тес ную связь съ той эпохой, которую принято обыкновенно называть эпохой господства ро- довыхъ отношешй. Не касаясь вторично сейдовъ, скажу о поклоненш древнихъ лопарей домашнимъ духамъ и связанномъ съ нимъ— поклоненш душамъ усопшихъ. О существовбнш у древнихъ лопарей веры въ домашнихъ духовъ свидетель- ствуетъ 1оаннъ Торней; онъ говоритъ, что каждая отдельная лопарская семья имеетъ своихъ, определенныхъ духовъ, отличныхъ отъ духовъ другихъ семействъ, даже ироти- воположныхъ и враждебныхъ этимъ последнимъ. И не только отдельный семьи, но и от дельный лица иногда имеютъ принадлежащихъ имъ духовъ, либо одного, либо несколь- кихъ, причемъ однихъ, которые защищаютъ находящихся подъ ихъ охраной лицъ, друпе, при помощи которыхъ лопари приносятъ вредъ другимъ людямъ *). Въ словахъ Торйся о принадлеяшости духовъ одному лицу, следуетъ видеть либо смешеше представлешя о духахъ отдельныхъ семействъ, и принадлежностью духовъ нойдамъ, либо, что вероят нее, следы веровашя, распространеннаго у многихъ народовъ, что каждый членъ семьи находится подъ особымъ покровительствомъ одного изъ предковъ. Эти домашше духи въ большинстве случаевъ живутъ подъ очагомъ; имъ совершались частыя жертвоприношетя посредствомъ возл1яшя на очагъ водки. При всякой перемене жилья, лопари приносили духамъ-покровителямъ данной местности жертву молокомъ 8). Мнете, что почиташе очага происходитъ оттого, что первоначально, подъ нимъ хоронили предковъ, находитъ> себе, применительно къ лопарямъ, подтверждете въ свидетельстве Пеуцера (Peucerus), по которому лопари хоронили своихъ покойниковъ подъ очагомъ, чемъ избегали гнева !) Schefferus. Lapponia, p. 121. 2) Acerbi. Reise, p. 491.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz