Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
I Очеркъ семейнаго и обществен наго быта лопарей. Слтьды бывшаго родоваго устройства у совр. русскихъ лопарей. Культъ семейныхъ духовъ. (Св1>д'1ш1я о гостепршмномъ гетеризме у др. лопарей). Влад£ше землей, родовыя прозвища п фамилш, родовыя клейма и знаки собственности, величаше по отцу, д'Ьду и прадеду. Союзе род ственный-. родство кровное, свойство, родство духовное. Бракъ и свадьба у древнихъ и совре- мецныхъ лопарей. Отношешя между супругами (личныя и имущественныя). Обряди при рож- денш и крещенш. Первоначальное воспиташе детей. Отношения между родителями и детьми (личныя и имущественныя) въ „большихъ“ и „малыхъ“ семьяхъ. Щлемыши и npiesmbie зятья. Семейные разделы при жизни отца. Погребальные обряды у лопарей. Семейные разделы по смерти отца. Права на имущества : купля, мена, находка, кладъ, трудъ. О личпомъ найме. На родные суды: судъ схода и третейстй судъ. Увеселешя лопарей. В ъ настоящее время руссйе лопари жйвутъ обособившимися другъ отъ друга семьями, но, конечно, не таковъ былъ строй ихъ жизни въ более отдаленную эиоху. Ло пари, какъ и друпя племена, были приведены къ современному строю жизни лишь но прошествш целаго ряда ступеней развитая, въ томъ числе и родоваго быта. Действительно, у насъ нетъ ирямыхъ свидетемьствъ о томъ, что лопари жили родами, что родъ регулировалъ взаимиыя отношешя лонарей. Древше писатели мало интересо вались этимъ вопросомъ и не передали намъ по этому поводу какихъ-либо достовер- ныхъ известш. Mnorie писатели вопроса о томъ, живутъ-ли лопари семьями и родами, -ч±мъ регулируются ихъ отношешя, даже вовсе не касались. Вотъ почему лишь перелш- вашя эпохи родоваго устройства, какъ среди древнихъ скандинавскихъ лопарей, такъ и среди современныхъ русскихъ лонарей могутъ служить хотя единственными, но темъ не менее несомненными доказательствами существовашя у лопарей родоваго устройства. Существуютъ, конечно, указашя о короле лонарей Мотле, но, какъ я говорилъ уже выше, въ этомъ последнемъ следуетъ, вероятно, видеть родоваго старшину, подобно тому, какъ такихъ родовыхъ старейшивъ следуетъ видеть и въ техъ лопаряхъ, которыхъ уби- ваютъ биркарли, чтобы завладеть Лаплащцей и въ техъ старейпшнахъ лопарскихъ, ко торые унравляютъ Лаплащцей русской, когда Новгородцы уже завладели ею. Но, есте ственно, этихъ указатй не достаточно уже потому, что они могутъ быть спорны. Остается, следовательно, обратиться къ переживаншгь родоваго устройства, какъ среди древнихъ скандинавскихъ, такъ и среди современныхъ русскихъ лопарей. Следуетъ заметить, что уже писателиX V II века не застаютъвъ целостиродовъ среди лопарей: въ это время родовойбытъ уже рушился какъ подъ вл 1 яшемъ хрисианства, такъ глав-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz