Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

I Очеркъ семейнаго и обществен наго быта лопарей. Слтьды бывшаго родоваго устройства у совр. русскихъ лопарей. Культъ семейныхъ духовъ. (Св1>д'1ш1я о гостепршмномъ гетеризме у др. лопарей). Влад£ше землей, родовыя прозвища п фамилш, родовыя клейма и знаки собственности, величаше по отцу, д'Ьду и прадеду. Союзе род­ ственный-. родство кровное, свойство, родство духовное. Бракъ и свадьба у древнихъ и совре- мецныхъ лопарей. Отношешя между супругами (личныя и имущественныя). Обряди при рож- денш и крещенш. Первоначальное воспиташе детей. Отношения между родителями и детьми (личныя и имущественныя) въ „большихъ“ и „малыхъ“ семьяхъ. Щлемыши и npiesmbie зятья. Семейные разделы при жизни отца. Погребальные обряды у лопарей. Семейные разделы по смерти отца. Права на имущества : купля, мена, находка, кладъ, трудъ. О личпомъ найме. На­ родные суды: судъ схода и третейстй судъ. Увеселешя лопарей. В ъ настоящее время руссйе лопари жйвутъ обособившимися другъ отъ друга семьями, но, конечно, не таковъ былъ строй ихъ жизни въ более отдаленную эиоху. Ло­ пари, какъ и друпя племена, были приведены къ современному строю жизни лишь но прошествш целаго ряда ступеней развитая, въ томъ числе и родоваго быта. Действительно, у насъ нетъ ирямыхъ свидетемьствъ о томъ, что лопари жили родами, что родъ регулировалъ взаимиыя отношешя лонарей. Древше писатели мало интересо­ вались этимъ вопросомъ и не передали намъ по этому поводу какихъ-либо достовер- ныхъ известш. Mnorie писатели вопроса о томъ, живутъ-ли лопари семьями и родами, -ч±мъ регулируются ихъ отношешя, даже вовсе не касались. Вотъ почему лишь перелш- вашя эпохи родоваго устройства, какъ среди древнихъ скандинавскихъ лопарей, такъ и среди современныхъ русскихъ лонарей могутъ служить хотя единственными, но темъ не менее несомненными доказательствами существовашя у лопарей родоваго устройства. Существуютъ, конечно, указашя о короле лонарей Мотле, но, какъ я говорилъ уже выше, въ этомъ последнемъ следуетъ, вероятно, видеть родоваго старшину, подобно тому, какъ такихъ родовыхъ старейшивъ следуетъ видеть и въ техъ лопаряхъ, которыхъ уби- ваютъ биркарли, чтобы завладеть Лаплащцей и въ техъ старейпшнахъ лопарскихъ, ко­ торые унравляютъ Лаплащцей русской, когда Новгородцы уже завладели ею. Но, есте­ ственно, этихъ указатй не достаточно уже потому, что они могутъ быть спорны. Остается, следовательно, обратиться къ переживаншгь родоваго устройства, какъ среди древнихъ скандинавскихъ, такъ и среди современныхъ русскихъ лопарей. Следуетъ заметить, что уже писателиX V II века не застаютъвъ целостиродовъ среди лопарей: въ это время родовойбытъ уже рушился какъ подъ вл 1 яшемъ хрисианства, такъ глав-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz