Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
235 т я современныхъ русскихъ лопарей. Сводя все вышесказанное къ немногимъ положет- ямъ, следуетъ отметить: 1) Что веровашй древнихъ лопарей складывались изъ поклонешя св’Ьтиламъ и силамъ природы съ одной стороны и поклонешя предкамъ— съ другой. И тотъ и другой культъ повелъ къ развитш жертвеннаго ритуала; причемъ связанный съ культомъ пред ковъ, культъ сейдовъ въ однехъ местностяхъ соединяется съ культомъ высшихъ бо жествъ, въ другихъ переходитъ въ грубый фетишизмъ-, везде, однако, исчезаетъ точное сознате происхождешя поклонешя сейдамъ. 2) Съ культомъ домашнихъ духовъ и сейдовъ является въ тесной связи шама- низмъ. Нойды шаманы въ Х УП веке еще не успели вполне взять въ свои руки жертвенные обряды и колдовство, связанное съ семейной релипей, почему мы и застаемъ еще извеспя о существоваши главч> семьи, исполняющихъ все дейсттая, которыя впо следствш исполняютъ нойды. Съ постепеннымъ упадкомъ родовой религш къ шаманамъ переходятъ и все обязанности жреца. Нойды соединяютъ въ себе и шамана, и жреца, и колдуна, и постепепенно образуютъ особый классъ. 3) Проповедь хриспанства вступаетъ въ борьбу съ древними веровашями лопа рей, причемъ, сперва мы замечаемъ тенденщю у лопарей инкорпорировать въ свои язы- чесыя веровашя новыя идеи, затемъ съ усилешемъ проповеди начинается упадокъ древ нихъ веровашй. Рушатся сначала веровашя въ высшихъ боговъ и изъ употреблетя вы- ходятъ раньше всехъ жертвоприношетя, именно, этимъ божествамъ. Результатолъ этого является, что у современныхъ русскихъ лопарей мы застаемъ лишь сравнительно блед ные следы прежнихъ развитыхч> веровашй— слабые остатки жертвоприношенй и лишь рядъ суеверШ и приметь. 4) Дольше всехъ держатся веровашя въ нойдовъ: они перестаютъ быть жрецами и шаманами, остаются .лишь въ своемъ виде колдуновъ среди современныхъ русскихъ лоиарей, имея почти ту-же сферу деятельности, какъ и древте нойды. Но и на нихъ ве ковое исноведываше хриспанства, усвоиваемое хотя - бы лишь внешнимъ образомъ, оказало свое дейеттае, низвело ихъ на более низкую степень. И между жрецомъ- главой рода и могущественнымъ шаманомъ съ одной стороны и современнымъ кол- дуномъ русскихъ лопарей съ другой — огромная разница. Но все - таки и въ совре менныхъ нойдахъ русскихъ лоиарей нельзя не видеть потомковъ, хотя и более сла- быхъ, древнихъ нойдовъ-шамаповъ,— колдуновъ: мы можемъ проследить, хотя и въ са- мыхъ общихъ чертахъ, постепенный ходъ развитая нойдовъ у лопарей сначала въ поль зу нойдовъ-шамановъ-колдуновъ, которые постепенно узуриируютъ жречесгая обязанности изъ рукъ главы семьи, затемъ постепенный упадокъ ихъ подъ вл1яшемъ нозыхъ идей. Во всякомъ случае, каковы-бы ни были нойды у современныхъ русскихъ лопарей, какъ-бы ни были бледны отблески славы древнихъ шамановъ на нихъ, они все-таки сильно чтутся лопарями: ихъ опасаются и руссйе, слепо веряпце въ ихъ силу. И если 1апланд1я еще въ Калевале называется „мрачной страной чародеевъ*1, то и въ настоящее время ей этотъ эпитетъ не будетъ лишнимъ. 6) Но если древшя веровашя лопаря рухнули подъ вл1яшемъ христианской про поведи и притомъ рухнули такъ, что даже имена большинства древнихъ божествъ из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz