Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
вверхъ спиной, онъ по ночамъ будетъ вставать. Могилу опъ зарылъ и скорей пошелъ назадъ. ПргЬхалъ и разсказалъ все, какъ было; народъ сталъ бояться. Боялись въ первые 6— 7 лете после его смерти даже ходить мимо его могилы, и те, которые ходили мимо, разсказывали, что будто тамъ въ могиле кто-то плачетъ или воетъ. Разъ мимо его мо гилы, въ месте Ристъ-Ридъ проходили молодые ребята и смеялись, говоря: „былъ боль шой нойда, да тутъ и легь“ . Когда они отошли съ версту отъ могилы, вдругъ услы шали, что за ними будто кто идетъ, даже земля дрожитъ. Они испугались. Одинъ изъ нихъ былъ не простой и догадливый: онъ вырубилъ ольховый батогъ-палку и сд'Ьлалъ имъ на земле крестъ. Нойда, добежавъ до этого места, перейти не могъ и обходилъ стороной далеко. Они-же въ это время бежали впередъ и какъ только слышали погоню, опять делали на дороге крестъ палкой. Такъ они добежали до р. Туломы, где былъ карбасъ (лодка). Они стянули его съ горы въ воду и поехали отъ берега. На берегу въ это время услышали большой стукъ и увидели, что въ воду упало что-то словно два большихъ камня и утонули. Ребята npiexa.in домой совсемъ перепуганные и после ска зали другимъ, чтобы не смеялись, если не хотятъ попасть на зубы нойде“ . Какъ дополнете къ этому преданш существуете среди пазрецкихъ инотозерскихъ- лопарей и другое, вероятно, впрочемъ, лишь вар1антъ предыдущаго, но въ виду того, что оно является дополнетемъ къ вышеприведенному, сообщаю и его. „Жилъ въ Нотозере старикъ-нойда и онъ умеръ. Повезъ его лопарь хоронить. Разъ оглянулся назадъ, видитъ, что яммШ сидите. Это было на озере. Онъ погналъ съ покойникомъ скорее и когда доехалъ до леса, разложилъ огонь. После этого, не говоря ни слова покойнику, онъ вынулъ его изъ кережи, притянулъ къ огню и сталъ у него жарить пятки. Жарилъ онъ долго и, наконецъ, покойникъ вырвался у него изъ рукъ, вскочилъ на сосну и сталъ ее грызть. Грызъ онъ всю ночь, а лопарь дожидался только света. Нойда думалъ сосну перегрызть по средине и верхушкой убить опаса. Выло уже немного грызть, какъ стала показываться заря. Опасъ закричалъ: „началась заря“. По койникъ испугался и съ шуломъ полетелъ внизъ и упалъ на землю. Лопарь взялъ его, бросилъ въ кережу ничкомъ и поехалъ къ озеру, выкопалъ яму и положилъ его нич- комъ; затемъ закопалъ яму и поехалъ обратно. Нойда изъ могилы кричалъ: „земля меня не принимаете “, и все проезжавппе и проходивппе мимо слышали это. Черезъ несколько времени его вырыли, развели огонь и опять долго у него жарили пятки и лицо. Дожа рили его до того, что едва не сожгли и бросили опять въ могилу лицомъ внизъ. Семь лете после этого онъ еще кричалъ и гулъ былъ сльшенъ изъ земли, но его уже не вырывали. Наконецъ, после семи лете онъ явился къ одному лопарю и сказалъ: „меня земля за то не принимаете, что я четырехъ человекъ по зависти исиортилъ и они умерли отъ моего колдовства. Этого не делай самъ, да скажи и другимъ, потому что после смерти невыносимыя муки за то бываютъ1. Веруя въ то, что колдунъ после смерти своей можетъ вставать изъ могилы, мо жетъ съесть человека—нетъ удивительнаго, что лопарь боится своего нойду даже больше после смерти его, чемъ въ то время, какъ онъ живъ. Таковы въ общихъ чертахъ были вероватя древнихъ лопарей и таковы верова-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz