Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
Такова въ общихъ чертахъ деятельность нойдовъ среди современныхъ рус скихъ лопарей: если сравнить эту деятельность съ деятельностью древнихъ нойдовъ •— придется придти къ заключение, что она по широте сферы деятельности осталась неиз менной, за исключетемъ, конечно, жертвоприношенй. То, что приписывалось древними лопарями ихъ нойдамъ, то-же приписываютъ и современные pyccuie лопари своимъ: эти последте также, какъ и древше нойды имеютъ способность прозревать будущее, творить чудеса, узнавать, что происходите въ отдаленныхъ краяхъ, лечить болезни, насылать ихъ; они-же и гадаютъ и узнаютъ о пропавшихъ вещахъ. Существенная разница между древними нойдами и современными заключается въ техъ средствахъ, которыми те и дру- rie достигали того или иного результата. Въ то время, какъ древте нойды совершаюте почти все при помощи своего бубна,— современные нойды, незнаюцце уже бубна, испол- няютъ свои задачи, главнымъ образомъ, во сне, и подобно тому, какъ древнему нойде требовалось дойти до безсознательнаго состоятя, чтобы душа его подъ руководствомъ служащаго ему духа совершила назначенную задачу, такъ современному нойде следуете заснуть и во время сна онъ кричитъ и поете— и въ это время духъ, служащШ ему, водитъ его душу по различнымъ местностямъ, открываете ему будущее, объясняете ему непонятныя явлешя. Итакъ, хотя внептте пр1емы не изменились, внутреннее ихъ содер- жайе, основная мысль, лежащая въ нихъ, осталась почти тождественной. Остается еще вопросъ: что делается съ колдуномъ после смерти, не является-ли онъ и покойникомъ, страшнымъ для верующаго слЬпо вч, его силу лопаря. Колдунъ, по представление лопаря, умираете неспокойно: онъ кричитъ, бьется и не даетъ никому покоя; чтобы онъ тише умиралъ, опрокидываютъ въ комнате котелъ вверхъ дномъ. Въ гробъ колдуна кладутъ ничкомъ: если этого не соблюсти, овъ будетъ вставать изъ могилы и пугать людей: „придете, станетъ таскать своихъ и чужихъ“ . Тогда вырываютъ его изъ могилы, вскрываютъ гробъ и поворачиваютъ Съ однимч> кол дуномъ такъ и случилось: его разрывали и повернули; „пришли на следую|щй день смо треть на могилу, а она провалилась, осталась дыра одна; онъ и не сталъ больше пу гать1—разсказывали мне нотозерсые лопари. Среди пазрецкихъ и нотозерскихъ лопарей распространенъ разсказъ, который можетъ дать точное представлеше о веровашяхч> ло паря въ нойду после его смерти; поэтому-то я позволяю себе привести этотъ несколько длинный разсказъ целикомъ— онъ вч> своей безъискусственной форме и поведаете намч. прямо изъ устъ лопарей, чемъ страшенч. колдунъ после своей смерти. При бмъзняхз живота мажутъ животъ перцемъ; настайваютъ также керосинъ перцемъ и, либо мажутъ животъ этимъ составомъ, либо заставляютъ больнаго прииимать эту настойку внутрь. При воспалешяхв мажутъ больное м'Ьсто сырой глиной. Нарывы выдавливаютъ и затЬмъ обвязываютъ либо сырымъ, посоленымъ гЬстомъ, либо смолой отъ ели, нама занной на тонкую бересту. При ревматическиxs боляхъ натираются скипидаромъ. Если „кто досадится" то знахарь беретъ тотъ предметъ (или часть его), „которымъ досадился" (еспг деревомъ - кусокъ этого дерева, или коры сънего; если рогомъ оленя—то весь, либо часть именно этого рога и т. д) и обводятъ имъ вокругъ синяка или царапины и при этомъ нашеотываютъ. Это дЬлается два раза въ день (утромъ и вечеромъ), если ушибъ значительный, и одинъ разъ, если ушибъ незначителенъ. Сифилисе л-Ьчатъ сассапарелью, либо заставляютъ больнаго пить „чай изъ сасса парели", либо настайваютъ сассапарель на водкЬ и затЬмъ, ?акутавъ больнаго въ м-Ьхъ и друпя теплыя одежды, заставляютъ его лежать до г£хъ поръ, пока онъ не выпьетъ всего, поставленнаго около него боченка съ настойкой. Въ виду того, что лопарсше знахари приб'Ьгаютъ къ такимъ не сверхъестественнымъ средствамъ ихъ не боятся, какъ нойдовъ, которые при случай могутъ причинить и вредъ, и даже смерть. Если лопари далеко не всегда приб'Ьгаютъ сами къ этимъ средствамъ и обращаются за сов'Ьтомъ къ знахарю, то это дЬлается въ виду в’Ьры въ авторитетъ знахаря, въ его знашя, что онъ посов'Ьтуетъ лучше и дЬльн'Ье, ч-Ьмъ простой „неумелый" лопарь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz