Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

231 дунами, такъ и знахарями, и даже подчасъ и простыми лопарями. Пазрецгае лопари за труды колдунамъ платятъ платьемъ, оленями, овцами. Денегъ-же имъ никогда не даютъ, такъ какъ верятъ, что давппй колдуну денегъ навсегда обеднеете. Въ Нотозерскомъ погосте, какъ мне сообщали лопари, тотъ платокъ и деньги, которые даются нойде, по- ступаютъ въ его собственность. Особою славою, какъ колдуны, такъ и лица, ум-Ьюшдя посылать „стрелы", сла­ вятся лопари Сонгельскаго погоста. Ихъ .слава въ втомъ отношенш столь велика, что лопари пазрецгае боятся ихъ и встр'Ьчаютъ ихъ всегда съ болыпимъ почетомъ: передъ ихъ пргбздомъ непременно хвораетъ нисколько жителей Пазреки „витрянымъ“; сонгель- скимъ-же нойдамъ приписывается, между прочимъ, и способность вынимать изъ живаго оленя сердце и печень, и по поводу этого существуете много разсказовъ у лопарей. Такъ, наприм-Ьръ, ходите въ устахъ лопарей сл'Ьдующй разсказъ: жили два охотника; оба были колдуны. Всего атому несколько десятковъ лете. Пошли они на охоту, ходили по тундре до ночи; не встретили они ни одного оленя. Заночевали они въ лесномъ месте; одинъ сталъ огонь разводить и говорите: „а что-то мы сваримъ“ . Другой ничего не говоритъ — пошелъ и скоро вернулся: въ рукахъ печень и сердце оленя. „Вотъ тебе, и вари“ , говоритъ; поужинали и легли спать. На другой день пошли опять промышлять. Тотъ, который разводилъ огонь, убилъ оленя; сняли съ него шкуру, распластали, а въ олене сердца и печени нетъ. Онъ и говоритъ товарищу: „олень-то безъ сердца и печени: где у него они?“ „А вчерась-то, что ты е.чъ? Разве забылъ?“ . Нойда производите лечете „наговоренной водой“ . Онъ отправляется къ озеру съ какимъ-нибудь сосудомъ; прежде чемъ зачерпнуть имъ воду, нойда вертитъ сосудъ па земле „по-с6лонь“ ; затемъ опъ быстро зачерпываете воды, поспешно покрываете его шапкой или платкомъ и несетъ воду къ больному. Прежде, чемъ дать больному воду, онъ, покрывшися платкомъ, и накрывъ имъ-же и сосудъ съ водой, мешаете воду, или проводите по ней разные знаки ножемъ и при втомъ творите новый наговоръ. Слу­ чается, что нойда для зачерпыванья воды отъезжаете въ лодке на средину озера или реки *). 1) Отъ нойдовъ следуетъ отличать знахарей , хотя пер&дко нойда является вм'ЬетЬ съ тЬмъ и знаха Д'Ьло въ томъ, что первые л'йчатъ преимущественно при помощи средствъ сверхъестественныхъ: наговоровъ, сгоняя стрелы во .cirfe и т. п. Вторые л'Ьчатъ разными средствами, не прибегая къ колдовству. Зпахаремъ можетъ быть всяшй „умелый". Обыкновенно искусству лечить учатся у такого „ум’Ьлаго". Чаще всего отецъ передаетъ своп знащя сыну (дочери), такъ какъ эти зпагия обезпечиваютъ владеющему ими кусокъ хлеба. Въ этомъ отношенш знахари у лопарей пе подходятъ нодъ то понятсе, которое обыкновенно разумеется подъ словомъ „знахарь" у русскаго населешя: зпахарь является у русскихъ крестьянъ, такъ сказать, нисколько видоизм'Ьиеинымъ колдуномъ; у лопарей знахаря вернее будетъ назвать народнымъ лекаремъ: къ нему прибегаютъ съ верой въ его знан1я, а не въ его сверхъестественную силу, такъ какъ и сами средства, которыми онъ пользуется, пе представляютъ собой ничего таинственнаго; онъ опред'Ьляетъ болйзпь и прописываетъ известиыя средства} которыя опъ заставляетъ принимать больнаго. Если болезнь требуетъ не внутреннихъ средствъ, а известныхъ паружныхъ, знахарь производить ихъ надъ больнымъ и показываетъ его род- ственникамъ необходимые npieMti. Для примера приведу некоторыя, употребляемыя знахарями средства при разныхъ болезняхъ: Если рут (нога, палецъ) запоет о, знахарь заставляетъ класть руку (ногу, палецъ) въ горячую воду и держать ее въ ней минутъ десять. Затемъ онъ обвязываетъ больную часть тела чистой тряпкой. При язвахв навязы ваютъ на больное место сырое соленое тесто и меняютъ его ио три, по четыре раза въ день. При юловиой боли либо „спимаютъ ветряно“, либо жгутъ на внскахъ больнаго трутъ, приготовленный изъ березовой губки, тоже делается и при зубной и спитой боли: въ первомъ случае трутъ жгутъ на нижней губе или на ладони, во второмъ — на спине.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz