Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

нетъ. Она пришла проведать, а Егоровна дежитъ: волосы растрепаны и сама черная, какъ уголь—въ чемъ душа? Тетка поехала къ Коле навстречу отцу. Встретила и го­ воритъ: „что девку-невесту бросили все? она въ худыхъ душахъ лежите". Они и го­ ворятъ: „неужто лежитъ?* Они пргЬхали домой... отецъ маленько колдунъ былъ: у Его­ ровны онъ кольцо снялъ съ руки и косынку съ головы, а самъ ушелъ въ амбаръ; въ амбаре повалился спать, а кольцо и косынку подъ голову положилъ. Видитъ во сне, кто-то говоритъ ему: „кто-то былъ у дочери, но она не можетъ раньше трехъ лете сказать, а если скажетъ, то съ ней что-нибудь случится41. Онъ и сталъ матери этотъ сонъ разсказывать и говоритъ: „ей нельзя сказать, пе надо и тревожить". А после трехъ летъ она сказала отцу, какъ были барышни. Онъ и говорит!,: это у тебя дьяволы были: они хотели тебе колдовства дать— ключи, а только ты молода слишкомъ была. А кольца хотели дать—будетъ у тебя на 23-мъ году недоношеный ребенокъ1, Этотъ разсказъ интересенъ темъ, что онъ рисуетъ намъ способы, къ которымъ прибегаете колдунъ для узнавашя тайиыхъ явленй, искреннюю веру лопарей въ воз­ можность явлешя /цаволовъ и уверенность въ томъ, что колдунъ можете разгадать явлеше. Подобно древнимъ нойдамъ, современные лопарсгае колдуны приглашаются для лечешя болезней. Дело въ томъ, что все нойды имеютъ силу посылать то, что лоиари называютъ „стрелы", „витряное“ , выражающееся вч, колотьяхъ; могутъ они послать стрелы и на людей, и на животныхъ. Нойда знаете тагае наговоры, но для того, чтобы паговоры имели успехъ, требуется, чтобы нойда передъ произнесешемъ вещихъ словъ наплевалъ на порогъ. Вероваше въ силу лопарскихъ нойдовъ въ этомъ отношешй раз- деляютъ вместе съ лопарями и коляне и pyccuie поморы. В ъ этомъ веровашй лопарей мы видимъ переяшваше взгляда, съ которымъ мы встречались у древнихъ писателей ириписывавтихъ лопарямъ способность насылать тире, ганъ и, по Циглеру, свинцовыя копья. Если у кого появятся колотья, призываютъ нойду, на обязанности котораго и лежитъ узнать прежде всего, кто наслалъ „стрелы"; ему даютъ илатокъ и сереб­ ряный рубль или какую-нибудь другую серебряную монету. Нойда завязываете ее въ платокъ и, отправляясь спать, кладетъ его подъ ухо; во сне онъ кричите и поете и, проснувшись, объявляете, что такой-то напустилъ стрелы на больнаго. Разъ узнано лицо, причинившее болезнь, наступаетъ вторая, более тяжелая обязанность нойды—снять съ больнаго стрелы. Когда колдунъ объявляете больному, кто виновникъ его болезни, больной долженъ сказать колдуну: „сними съ меня стрелы". Нойде даютъ другой пла­ токъ съ деньгами, и онъ снова ложится спать и во сне отсылаетъ „стрелы" пославшему ихъ. После этого больной долженъ выздороветь. Если колдуну не дать денегъ и платка— онъ умретъ, такъ какъ ему нечемъ будетъ стряхнуть съ себя „стрелы", которыя онъ сгоняете съ больнаго, и болезнь должна перейти на него. „Стрелы" же можно стрях­ нуть лишь нлаткомъ и серебромъ (Нотозеро). Иногда „стрелы1вынимаютъ: ощупываютъ тело больнаго, пока не найдется место, которое болитъ; найдя его, начинаютъ нажимать больное место, какъ-бы выдавливая что -нибудь, затемъ делаютъ видъ, будто вынули иголку, переламываютъ ее и сдуваютъ на ветеръ. Этотъ способъ практикуется какъ кол

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz