Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
ный нойда русскихъ лопарей приступаете къ колдовству, онъ прежде всего вслухъ читаетъ молитву: „ Господи Воже, помилуй насъ грешныхъ1. После наговора онъ при носите указанной девушке этотъ ,/Ьдупъ“, какъ бы отъ себя и та, какъ только съесть его, должна тотчасъ-же приворожиться къ данному парню. Ко 1 'да колдунъ начинаетъ на говаривать, онъ покрывается самъ и покрываете и предмете, на который онъ наговари ваете, платкомъ. Самый иаговоръ онъ совершаетъ, ушедши въ уголь комнаты; по про изнесены словъ наговора колдунъ поспешно обертываете наговоренный предмете въ тряпку или бумажку и несете его девушке. Случается, однако, что девушка не ре шается принять отъ колдуна принесенный последним!, едунъ, что делается, впрочемъ, но словамъ лонарей, не изъ страха передъ нойдой, а изъ стыдливости, тогда колдунъ производить свой наговоръ вторично и снова несете девушке какой-нибудь гостинецъ, пока она не согласится принять подарокъ или, если девушка остается въ своемъ отказе непреклонной, нашептываете на воду и заставляете девушку выпить эту воду. Обращаются къ колдуну и супруги, живуцце несогласно другъ съ другомъ, что, кстати сказать, встречается между лопарями крайне редко. Нечасто, вообще, можно встре тить семью, въ которой мужъ и жена жйвутъ нехорошо другъ съ другомъ. Но если, однако, это случилось, то номощникомъ при возстановлеши семейнаго мира является опять либо колдунъ, либо колдунья. Производится опять наговоръ, какъ и въ предыдущемъ случае, съ нокрьтемъ себя и наговариваемаго предмета (воды, муки или рыбы) платкомъ; кроме того нойда чертить ножемъ разныя фигуры на наговариваемомъ предмете; после этого наговоренный предмете дается при первой возможности супругу въ качестве пищи- Служить колдунъ также для объяснешя непонятныхъ лопарю чудесныхъ явленй, виденй, сновъ и т. п. К ъ первымъ лопари имеютъ особую склонность. Приведу разсказъ, запи санный мною буквально со словъ лопарей—быль про ту-же Егоровну, о которой я упо- миналъ уже выше. Это было еще тогда, когда Егоровна была лишь невестой Ивана Титова. „Отецъ и мать уехали въ Колу. Егоровна сидела одна и мужику (т. е. жениху) подъ венецъ каньги (обувь) шила. Солнце было часу на шестомъ. Она сидела и шила подъ окномъ, которое выходило па улицу. Две барышпи прилетели будто на крыльяхъ. Оне прилетели и сели около нея; барышни въ черныхъ платьяхъ и въ шляпахъ, и въ лентахъ возле нея сели и говорятъ: „мы шли, шли—по пути избушка стоить, въ той избушке маленька подружка, порато (очень) маленькая, и головой" качаютъ. Которая по старше барышня, у той ключи въ кармане, которыми она и брякаетъ, и старшая сестра брякаете въ кармане ключами и спрашиваете у младшей сестры: „отдать-ли этой (Его ровне) ключи?" Младшая сестра говоритъ: „нетъ, рано ей еще отдавать, не можете она владать нашими ключами41. У младшей сестры руки все въ кольцахъ. Егоровна и спроси ла: „барышни— въ Коле видалая барышень— те колецъ не носятъ, а у васъ много ко- лець па рукахъ". Она'и говоритъ: „мы эти кольца даемъ разнымълицамъ,кому два, кому три, кому пять, кому десятокъ. А тебе на 23-мъ году даемъ ломанное кольцо, а на 44-мъ году дадимъ тебе кольцо—на весь векъ хватить, да и после тебе останется еще". Барышни эти полетели опять... эти барышни пришли опять подъ окно и говорятъ: „смотри, до трехъ лете не сказывай", и улетели. Егоровна испугалась и занемогла. За рекой тетка живетъ; она ждетъ Егоровну— та не идете: сутки—нетъ и друпя—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz