Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

228 тивномъ случай, оиъ тотчасъ-же превращается въ камень. Такъ произошелъ камень, на­ ходящейся на берегу Утсьоки. Предаше гласитъ, что тамъ жилъ известный чародей, ко­ торый однажды сталъ призывать къ себе заклинашями стадо оленей. При совершенш за- клинашй, онъ запретилъ своему слуге нарушать молчаше. После продолжительныхъ за- клинанй, показалось, наконецъ, приближавшееся къ нимъ оолыпое оленье стадо; слуга, увидавъ это, забылъ запреш.еше нойды и закричалъ отъ радости; оленье стадо, действи­ тельно, подошло, но нойда превратился въ камень *). Вышеприведенные разсказы относятся къ прошлому времени, хотя, какъ я уже говорилъ, современный лопарь не дЬлаетъ разлшия между древними и современными ной­ дами: что делали первые, то въ состоянш совершить и последше. Не смотря на это, оставимъ въ стороне предан1я о прошлыхъ временахъ и посмотримъ, на чемъ сосредо­ точивается деятельность современнаго колдуна. Если не считать жертвоприношенй, въ которыхъ древте нойды принимали столь деятельное участае и которыя теперь почти уничтожились—все остальныя функцш древняго нойды остались и у современныхъ ло­ парскихъ колдуновъ. Онъ властенъ приносить добро, причинять зло; онъ имеетъ силу насылать болезнь или излечивать больнаго, узнавать будущее, подавать счастае. Въ спо­ собность нойды, исполнять все эти задачи, руссгае лопари верятъ беззаветно. Мало того, иногда случается такъ, что колдунъ помимо своей воли приносить добро, если знать способы, какъ заставить его это сделать. Приведу разсказч., ярко рисующй намъ веру лопаря въ своего колдуна. Следуетъ заметить, что этотъ разсказъ передается лопарями не какъ сказка, а какъ быль, т. е. какъ фактъ, бывшй въ действительности, и въ этомъ своемъ значенш были онъ прюбретаетъ еще большую цену для обрисовки мненй и взглядовъ современнаго русскаго лопаря. Былъ не очень давно еще въ Пазреке одинъ лопарь, но имени Никита. Онъ былъ раньше хорошй охотникъ, но после, по неизвестнынъ причинаиъ, ему не удалось убить ни одного зверя, ни птицы; вследеттае этого онъ сталъ чувствовать большую нужду. Однажды изъ Со.нгельскаго погоста npiexa-лъ въ Пазреку нойда; Никита ношелъ къ нему навстречу и пригласилъ его къ себе въ тупу. Нойда къ тому-же приходился родствен- никомъ Никите. Вечеромъ опъ его угостилъ, какъ следуетъ, а после ужина приготовилъ нойде постель. Когда нойда вышелъ на улицу, Никита положилъ ему внизъ подъ голову, такъ что нойда этого не заметилъ, рогъ съ порохомъ и пулями. Нойда легъ спать; утромъ колдунъ сталъ перебирать въ головахч, у себя все платье и, наконецъ, дошелъ и до рога. Взялъ онъ ихъ въ руки и сказалъ Никите: „Кто тебя научилъ сюда ихъ положить"? „Фсть захочешь, поневоле положишь." „Ну, возьми, теперь будешь доставать хорошо". И действительно,после этого старикъ съ охоты никогда более не возвращался съ пустыми руками. Ходятъ лоиари къ колдуну также съ просьбой приворожить къ себе кого-нибудь. Характерно то, что къ колдуну обращаются съ этой целью только парни, никогда де­ вушки. Нойде приносятъ что-нибудь съестное, „какой-нибудь едунъ“ , на который кол­ дунъ и наговариваетъ. Какъ въ этомъ случае, такъ и во всехъ техъ, когда современ- ’) Erman. Archiy, XX, р. 351.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz