Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

227 берега онъ возвратился, держа во рту рогъ, селъ въ лодке на корме, и снова они по­ ехали. Олени за ними и поплыли. Онъ грызъ рогъ и дошелъ до ветвей его. Тутъ онъ сталъ показывать своимъ спутникамъ, чтобы они отрубили ихъ, но те не поняли его знаковъ. Г^ехали къ Вылемскому наволку, нойда вытелъ па берегъ и сказалъ: „зачемъ не отрубили вы ветвей у рога: теперь будутъ у насъ только те олени, которые успели зайти въ море, a riponie останутся, да и пришедшие не долго будутъ жить". Вотъ по­ этому и нетъ дикихъ оленей". Кроме веры въ силу нойды, которая такъ ясно выразилась въ этомъ сказанш, характерлымъ является то, что при совершены колдовства, ни самъ пойда, ни его спут­ ники не должны говорить: все должны хранить глубокое молчаше. Въ следующемъ преданш это выражается еще яснее. Сила пойдовъ доходитъ здесь до высшей сте­ пени. Противъ Рыбачьяго наволока лежатъ, такъ называемые, Айновы острова. О про­ исхожденш ихъ у пазрецкихъ лопарей существуете следующее предате. Еще до принятая христианства лопарями въ Печенгскомъ погосте, славились три брата - си­ лача— пойды. Оленей въ это время было мало, а въ Щвецш ихъ было много, Вотъ братья и сказали матери: „поедемъ въ Норвегу, отрежемъ кусокъ земли и tipi- едемъ на ней со всемъ добромъ и оленями". Они уехали, и мать, спустя долгое время, увидела во сне, что де™ возвращаются. Она вышла изъ тупы и услышала шумъ; съ радости она закричала: „вотъ детки едутъ, везутъ живота, быковъ (оленей-самцовъ), ва- женокъ (оленей-самокъ),— не даромъ-же они говорили*. Когда она прокричала это, сама окаменела, окамене.лъ и весь погостъ. Земля, на которой, действительно, подплывали ея дети, разорвалась на две части; нойды и олени потонули, а изъ земли, на которой плыли V/ нойды, образовались два острова Айновы, известные болыпимъ количествомъ растущей на нихъ морошки. Кроме этого преданш о происхожденш Айновыхъ острововъ, существуете и дру­ гое: нойды хотели запереть этими островами входъ въ Печенгскй заливъ, а Кильдин- скимъ островомъ входъ къ Кольсый заливъ для того, чтобы сделать непр!ятность ирен. Трифону, проповедывавшему въ то время хриспанство среди лопарей. Когда люди уви­ дели подплывающую землю, они закричали: „земля идете1. Земля тотчасъ-же останови­ лась, а нойды, плывпие на ней, мгновенно окаменели. Кроме веры, что нойды могутъ отрезывать куски земли и на нихъ переплывать ,j съ места па место, въ этихъ двухъ предашяхъ ясно выражено, что шумъ при совер- шенш колдовства является гибельнымъ для колдуновъ. Въ первомъ предатй они тонутъ, во второмъ— обращаются въ камни. Это воззрите, живущее, какъ видно, до сихъ поръ, по крайней мере, среди пазрецкихъ и неченгскихъ лопарей, сближаете вероватя совре­ менныхъ русскихъ лопарей, съ веровашями ихъ древнихъ скандинавскихъ и фиилянд- скихъ соплеменниковъ. И тамъ нойдамъ приписывалась особая сила и уменье въ нри- влеченш къ себе оленьихъ стадъ, и тамъ происхождеше многихъ камней простыхъ и свя­ щенныхъ (сейдовъ) объяснялось, именно темъ, что чародеи превращались въ камни вслед­ ствие происходящая, при совершенш ими колдовства, шума. Привлекая къ себе оленьи стада или какихъ-либо дикихъ зверей, требовалось, чтобы во время закляпй царила глу­ бокая тишина, чтобы ни пойда, ни его спутники не произносили ни одного слова; въ про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz