Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
227 берега онъ возвратился, держа во рту рогъ, селъ въ лодке на корме, и снова они по ехали. Олени за ними и поплыли. Онъ грызъ рогъ и дошелъ до ветвей его. Тутъ онъ сталъ показывать своимъ спутникамъ, чтобы они отрубили ихъ, но те не поняли его знаковъ. Г^ехали къ Вылемскому наволку, нойда вытелъ па берегъ и сказалъ: „зачемъ не отрубили вы ветвей у рога: теперь будутъ у насъ только те олени, которые успели зайти въ море, a riponie останутся, да и пришедшие не долго будутъ жить". Вотъ по этому и нетъ дикихъ оленей". Кроме веры въ силу нойды, которая такъ ясно выразилась въ этомъ сказанш, характерлымъ является то, что при совершены колдовства, ни самъ пойда, ни его спут ники не должны говорить: все должны хранить глубокое молчаше. Въ следующемъ преданш это выражается еще яснее. Сила пойдовъ доходитъ здесь до высшей сте пени. Противъ Рыбачьяго наволока лежатъ, такъ называемые, Айновы острова. О про исхожденш ихъ у пазрецкихъ лопарей существуете следующее предате. Еще до принятая христианства лопарями въ Печенгскомъ погосте, славились три брата - си лача— пойды. Оленей въ это время было мало, а въ Щвецш ихъ было много, Вотъ братья и сказали матери: „поедемъ въ Норвегу, отрежемъ кусокъ земли и tipi- едемъ на ней со всемъ добромъ и оленями". Они уехали, и мать, спустя долгое время, увидела во сне, что де™ возвращаются. Она вышла изъ тупы и услышала шумъ; съ радости она закричала: „вотъ детки едутъ, везутъ живота, быковъ (оленей-самцовъ), ва- женокъ (оленей-самокъ),— не даромъ-же они говорили*. Когда она прокричала это, сама окаменела, окамене.лъ и весь погостъ. Земля, на которой, действительно, подплывали ея дети, разорвалась на две части; нойды и олени потонули, а изъ земли, на которой плыли V/ нойды, образовались два острова Айновы, известные болыпимъ количествомъ растущей на нихъ морошки. Кроме этого преданш о происхожденш Айновыхъ острововъ, существуете и дру гое: нойды хотели запереть этими островами входъ въ Печенгскй заливъ, а Кильдин- скимъ островомъ входъ къ Кольсый заливъ для того, чтобы сделать непр!ятность ирен. Трифону, проповедывавшему въ то время хриспанство среди лопарей. Когда люди уви дели подплывающую землю, они закричали: „земля идете1. Земля тотчасъ-же останови лась, а нойды, плывпие на ней, мгновенно окаменели. Кроме веры, что нойды могутъ отрезывать куски земли и на нихъ переплывать ,j съ места па место, въ этихъ двухъ предашяхъ ясно выражено, что шумъ при совер- шенш колдовства является гибельнымъ для колдуновъ. Въ первомъ предатй они тонутъ, во второмъ— обращаются въ камни. Это воззрите, живущее, какъ видно, до сихъ поръ, по крайней мере, среди пазрецкихъ и неченгскихъ лопарей, сближаете вероватя совре менныхъ русскихъ лопарей, съ веровашями ихъ древнихъ скандинавскихъ и фиилянд- скихъ соплеменниковъ. И тамъ нойдамъ приписывалась особая сила и уменье въ нри- влеченш къ себе оленьихъ стадъ, и тамъ происхождеше многихъ камней простыхъ и свя щенныхъ (сейдовъ) объяснялось, именно темъ, что чародеи превращались въ камни вслед ствие происходящая, при совершенш ими колдовства, шума. Привлекая къ себе оленьи стада или какихъ-либо дикихъ зверей, требовалось, чтобы во время закляпй царила глу бокая тишина, чтобы ни пойда, ни его спутники не произносили ни одного слова; въ про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz