Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
226 нойдами, служитъ лучшимъ подтверждетемъ этого. Часть этихъ разсказовъ относится къ далекому прошлому, но, передавая ихъ, лопари и не думаютъ оттенять, что совре менные нойды слабее древнихъ. Всякгё нойда, если онъ силенъ, можетъ сделать то, что делали и древше, и если онъ этого не делаете, то лишь оттого, что этому не пред ставляется случая или необходимости. Во всякомъ случае, эти разсказы характерно ри- суютъ намъ взглядъ лопарей на ихъ нойдовъ и поэтому я считаю не лишнимъ привести некоторые изъ нихъ. Существуете предаше, что Нотозеро было однажды спасено отъ раззорительнаго набега Чуди одной д'Ьвкой-нойдою. Однажды пойда сказала своимъ односельчананъ: „За готовьте хлеба и воды на три дня; изъ тупъ не ходите— будетъ буря, а меня не бу дите три дня“ .Действительно, поднялась большая буря сч>мятелыо, которая длилась три дня: въ это время нойда спала. Когда, по прошествш трехъ дней, она проснулась, она сказала: „теперь все мужики идите съ топорами на большой мохъ“ . Когда мужики при шли на означенное место, они увидели погибающую въ снегу отъ холода чудь: всехъ чудиновъ тутъ и побили. Такимъ образомъ набегъ чуди на Нотозере не удался бла годаря девке-нойде. Вотъ еще разсказъ, доказывающй, какъ и предыдущей, что лопари приписываютъ нойдамъ какъ предведеше будущаго, такъ и силу давать знамешя: жилъ давно въ Печенгскомъ погосте лопарь, по имени Нялъ (въ настоящее время его родъ носите фамилш Егоровыхъ). У Няла было два сына и разъ они въ филипповъ посте ходили промышлять дикихъ оленей (дикарей, какъ выражаются лопари); охота была удачной. Въ то-же время они промышляли и бобровъ на р. Печенге. Разъ утромъ Нялъ всталч, и говоритъ детямъ: въ погосте у пасъ худо: туда пришло много чуди и всехъ въ по госте они перережутъ. Намъ поэтому идти туда нельзя, хотя и нужно свезти мясо. Сыновья отвечали ему: ты опять со своимъ враньемъ (сами они однако верили, такъ какъ знали, что Нялъ большой колдунъ и знаетъ будущее: ему дьяволы сказывали ночью); намъ можно ехать туда и поедемъ. Говоришь ты, что чуди много пришло, какъ же мы нигде не видали никакихъ следовъ?—Напрасно не верите; а что я говорю правду, вотъ еще что скажу: бобровъ въ ловушку всегда попадаетъ по одному, а сегодня если найдемъ два— значитъ чудь пришла. Пошли, вытянули (осмотрели) ловушку и увидели, что тамъ два бобра, которыхъ и взяли. Верите-ли теперь, сказалъ Нялъ... Если въ этихъ двухъ предашяхъ нойды являются вооруженными способностью прозревать будущее, узнавать, что делается въ далекихъ отъ нихч, местностяхъ, и, на конецъ, совершать чудеса, то въ следующихъ разсказахъ сила нойдовъ, какъ чародеевъ, выступаетъ еще более резкой силой: они ода,рены еще болыпимъ могуществомъ. Вотъ какъ разсказываютъ пазрецгае лопари о томъ, какъ въ ихъ стране пере велись диие олени: „жилъ въПазреке нойда, ему хотелось, чтобы у Пазречанъ было много оленей. Вотъ онъ разъ исказалъ своюгъ друэьямъ: „поедемъ на судне въ Щвецпо, при- веземъ оттуда оленей". Поехали съ Вылемскаго наволока (сч. устья Пазрецкаго залива) и пристали къ шведскому берегу. Нойда, выходя на берегъ, сказалъ своимъ: я возьму тамъ олешй рогъ и буду грызть: вы не препятствуйте и ничего не спрашивайте". Съ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz