Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

226 нойдами, служитъ лучшимъ подтверждетемъ этого. Часть этихъ разсказовъ относится къ далекому прошлому, но, передавая ихъ, лопари и не думаютъ оттенять, что совре­ менные нойды слабее древнихъ. Всякгё нойда, если онъ силенъ, можетъ сделать то, что делали и древше, и если онъ этого не делаете, то лишь оттого, что этому не пред­ ставляется случая или необходимости. Во всякомъ случае, эти разсказы характерно ри- суютъ намъ взглядъ лопарей на ихъ нойдовъ и поэтому я считаю не лишнимъ привести некоторые изъ нихъ. Существуете предаше, что Нотозеро было однажды спасено отъ раззорительнаго набега Чуди одной д'Ьвкой-нойдою. Однажды пойда сказала своимъ односельчананъ: „За­ готовьте хлеба и воды на три дня; изъ тупъ не ходите— будетъ буря, а меня не бу­ дите три дня“ .Действительно, поднялась большая буря сч>мятелыо, которая длилась три дня: въ это время нойда спала. Когда, по прошествш трехъ дней, она проснулась, она сказала: „теперь все мужики идите съ топорами на большой мохъ“ . Когда мужики при­ шли на означенное место, они увидели погибающую въ снегу отъ холода чудь: всехъ чудиновъ тутъ и побили. Такимъ образомъ набегъ чуди на Нотозере не удался бла­ годаря девке-нойде. Вотъ еще разсказъ, доказывающй, какъ и предыдущей, что лопари приписываютъ нойдамъ какъ предведеше будущаго, такъ и силу давать знамешя: жилъ давно въ Печенгскомъ погосте лопарь, по имени Нялъ (въ настоящее время его родъ носите фамилш Егоровыхъ). У Няла было два сына и разъ они въ филипповъ посте ходили промышлять дикихъ оленей (дикарей, какъ выражаются лопари); охота была удачной. Въ то-же время они промышляли и бобровъ на р. Печенге. Разъ утромъ Нялъ всталч, и говоритъ детямъ: въ погосте у пасъ худо: туда пришло много чуди и всехъ въ по­ госте они перережутъ. Намъ поэтому идти туда нельзя, хотя и нужно свезти мясо. Сыновья отвечали ему: ты опять со своимъ враньемъ (сами они однако верили, такъ какъ знали, что Нялъ большой колдунъ и знаетъ будущее: ему дьяволы сказывали ночью); намъ можно ехать туда и поедемъ. Говоришь ты, что чуди много пришло, какъ же мы нигде не видали никакихъ следовъ?—Напрасно не верите; а что я говорю правду, вотъ еще что скажу: бобровъ въ ловушку всегда попадаетъ по одному, а сегодня если найдемъ два— значитъ чудь пришла. Пошли, вытянули (осмотрели) ловушку и увидели, что тамъ два бобра, которыхъ и взяли. Верите-ли теперь, сказалъ Нялъ... Если въ этихъ двухъ предашяхъ нойды являются вооруженными способностью прозревать будущее, узнавать, что делается въ далекихъ отъ нихч, местностяхъ, и, на­ конецъ, совершать чудеса, то въ следующихъ разсказахъ сила нойдовъ, какъ чародеевъ, выступаетъ еще более резкой силой: они ода,рены еще болыпимъ могуществомъ. Вотъ какъ разсказываютъ пазрецгае лопари о томъ, какъ въ ихъ стране пере­ велись диие олени: „жилъ въПазреке нойда, ему хотелось, чтобы у Пазречанъ было много оленей. Вотъ онъ разъ исказалъ своюгъ друэьямъ: „поедемъ на судне въ Щвецпо, при- веземъ оттуда оленей". Поехали съ Вылемскаго наволока (сч. устья Пазрецкаго залива) и пристали къ шведскому берегу. Нойда, выходя на берегъ, сказалъ своимъ: я возьму тамъ олешй рогъ и буду грызть: вы не препятствуйте и ничего не спрашивайте". Съ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz