Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
225 его прйзда, но что въ настоящее время все язычесгае обряды исчезли ')— однако мы имеемъ свидетельство Гогиоера отъ 1828 года, который сообщаетъ, что некоторые ста рикидо сихъ поръ имеютъ еще бубенъ; онъ-же даетъ намъ описате виденнаго имъ шаман- скаго бубна 2). Впрочемъ свидетельство Шуберта могло быть вернымъ для нЬкоторыхъ частей Лапландш, где проповедь хрисианства и близкое соседство съ Шведами могли принести свои плоды уничтожешемъ шаманизма. Мы видели уже, какъ и въ русской Лапландш разрушились древшя вероватя лопарей, какъ опустели етаринныя каиища, заброшены сейды, обратились въ суевер1я или обряды мнопе жертвенные ритуалы—при такихъ услов 1 яхъ можно-ли ожидать, чтобы нойды сохранились неизменными и въ настоящее время. Конечно нетъ. Ихъ слава про шла или потускнела, какъ прошла или потускнела слава боговъ древнихъ лопарей; дей ствительно, за уничтожешемъ жертвоприношешй и жрецъ оказался лишнимъ. Бубенъ вы- шелъ изъ употреблетя, сами средства колдовства изменились. Шамановъ более не встре чается, и, если посмотреть на современна™ колдуна среди русскихъ лопарей, па его дея тельность, онъ съ перваго взгляда мало будетъ похожъ на шамановъ, выходившихъ изъ среды предковъ современныхъ лопарей. Но нойда, лишенный возможности быть жрецомъ, переставъ быть шаманомъ, остался въ своей силе, какъ колдунъ и если вглядеться глубже и проверить, какъ самъ лопарь смотритъ на своихъ колдуновъ, какой силой онъ ихъ одаряетъ, хотя эта сила и выражается, подчасъ, невидимымъ для лопаря образомъ,—мы ясно увидинъ, что совре менный лопарейй колдунъ лишь несколько более слабый потомокъ прежнихъ чародеевъ, но потомокъ несомненный, прямой. Уже то обстоятельство, что руссмй лопарь своего колдуна называетъ нойда, следовательно темъ-же именемъ, какое придавалось и древ нему шаману-колдуну, доказываете, что тотъ колдунъ, котораго мы встречаемъ въ на стоящее время среди русскихъ лопарей, есть лишь несколько видоизмененный древшй нойда. Въ качестве жреца ему ул;е не приходится принимать учасия, но гадатя, узна- вате будущаго, лечеше и т. д. остались его деломъ, хотя онъ и производите это со вершенно другими способами, чемъ древшй нойда. Современные нойды въ большомъ числе встречаются среди лопарей: они, такъ сказать, разееяны по всей лопской земле. Но сила ихъ, какъ и древнихъ шамановъ, не одинакова. В ъ то время, какъ одни лопари, по словамъ своихъ односельчанъ, являются лишь „маленько колдунами", друпе прославились на большое пространство, и къ нимъ приходятъ издалека за советомъ и зовутъ ихъ въ отдаленные погосты для излечешя больнаго и для гадашя. Какъ современный лопарь делается колдуномъ и при помощи кого онъ совер шаетъ свои чародейства,—мы уже видели изъ предыдущаго. Колдуны, вообще, въ большой славе у лопарей; имъ приписывается большая сила, и масса разсказовъ, ходящихъ въ устахъ лопарей о чудесахъ, произведенныхъ ихъ 1) Schubert. Reise (lurch Schweden, Norwegen, Lapland, p. 812. 2) Hog'guer. Eeise, p. 96: „Волшебный бубенъ почти совсЬмъ вытелъ изъ употребления, хотя и встречаются некоторые старики, которые тайкомъ пользуются имъ“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz