Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

225 его прйзда, но что въ настоящее время все язычесгае обряды исчезли ')— однако мы имеемъ свидетельство Гогиоера отъ 1828 года, который сообщаетъ, что некоторые ста­ рикидо сихъ поръ имеютъ еще бубенъ; онъ-же даетъ намъ описате виденнаго имъ шаман- скаго бубна 2). Впрочемъ свидетельство Шуберта могло быть вернымъ для нЬкоторыхъ частей Лапландш, где проповедь хрисианства и близкое соседство съ Шведами могли принести свои плоды уничтожешемъ шаманизма. Мы видели уже, какъ и въ русской Лапландш разрушились древшя вероватя лопарей, какъ опустели етаринныя каиища, заброшены сейды, обратились въ суевер1я или обряды мнопе жертвенные ритуалы—при такихъ услов 1 яхъ можно-ли ожидать, чтобы нойды сохранились неизменными и въ настоящее время. Конечно нетъ. Ихъ слава про­ шла или потускнела, какъ прошла или потускнела слава боговъ древнихъ лопарей; дей­ ствительно, за уничтожешемъ жертвоприношешй и жрецъ оказался лишнимъ. Бубенъ вы- шелъ изъ употреблетя, сами средства колдовства изменились. Шамановъ более не встре­ чается, и, если посмотреть на современна™ колдуна среди русскихъ лопарей, па его дея­ тельность, онъ съ перваго взгляда мало будетъ похожъ на шамановъ, выходившихъ изъ среды предковъ современныхъ лопарей. Но нойда, лишенный возможности быть жрецомъ, переставъ быть шаманомъ, остался въ своей силе, какъ колдунъ и если вглядеться глубже и проверить, какъ самъ лопарь смотритъ на своихъ колдуновъ, какой силой онъ ихъ одаряетъ, хотя эта сила и выражается, подчасъ, невидимымъ для лопаря образомъ,—мы ясно увидинъ, что совре­ менный лопарейй колдунъ лишь несколько более слабый потомокъ прежнихъ чародеевъ, но потомокъ несомненный, прямой. Уже то обстоятельство, что руссмй лопарь своего колдуна называетъ нойда, следовательно темъ-же именемъ, какое придавалось и древ­ нему шаману-колдуну, доказываете, что тотъ колдунъ, котораго мы встречаемъ въ на­ стоящее время среди русскихъ лопарей, есть лишь несколько видоизмененный древшй нойда. Въ качестве жреца ему ул;е не приходится принимать учасия, но гадатя, узна- вате будущаго, лечеше и т. д. остались его деломъ, хотя онъ и производите это со­ вершенно другими способами, чемъ древшй нойда. Современные нойды въ большомъ числе встречаются среди лопарей: они, такъ сказать, разееяны по всей лопской земле. Но сила ихъ, какъ и древнихъ шамановъ, не одинакова. В ъ то время, какъ одни лопари, по словамъ своихъ односельчанъ, являются лишь „маленько колдунами", друпе прославились на большое пространство, и къ нимъ приходятъ издалека за советомъ и зовутъ ихъ въ отдаленные погосты для излечешя больнаго и для гадашя. Какъ современный лопарь делается колдуномъ и при помощи кого онъ совер­ шаетъ свои чародейства,—мы уже видели изъ предыдущаго. Колдуны, вообще, въ большой славе у лопарей; имъ приписывается большая сила, и масса разсказовъ, ходящихъ въ устахъ лопарей о чудесахъ, произведенныхъ ихъ 1) Schubert. Reise (lurch Schweden, Norwegen, Lapland, p. 812. 2) Hog'guer. Eeise, p. 96: „Волшебный бубенъ почти совсЬмъ вытелъ изъ употребления, хотя и встречаются некоторые старики, которые тайкомъ пользуются имъ“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz