Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

222 нызова усопшихъ на землю, либо для того, чтобы лично упросить подземныхъ боговъ или усопшихъ родственниковъ, даровать больному еще на некоторое время лшзнь '). Чтобы посетить страну умершихъ, нойда, ударяя въ бубенъ и напевая при этомъ песнь, доходилъ, наконецъ, до безсознательнаго состоятя; пока это состоите длилось — духъ его путешествовалъ въ иодземныя страны. Состоите это наступало не одинаково и но представлетямъ лопарей, Ч'Ьмъ больше и сильн'Ье была сайво-рыба, которая и должна была перенести нойду въ страну мертвыхъ, т’Ьмъ сильнее должны были быть заклинашя, чтобы заставить эту рыбу явиться, темъ дольше безсознательное состоите не наступало. Приведу здесь кстати разсказы нойдовъ объ ихъ путешеств1яхъ въ загробный м1ръ. „Волшебная рыба являлась на ихъ зовъ и на ея спине нойда отправлялся въ царство, мертвыхъ. Если божество подземнаго царства не хотело отпустить умершаго на землю, или, что чаще случалось, если умерпие родственники больнаго требовали, чтобы онъ (боль­ ной) пришелъ къ нимъ, то они не отпускали чародея и пытались его убить. Тогда при- ходилъ умерпий ему на помощь и вступалъ съ ними въ бой, продоля;авппйся до техъ поръ, пока остальные не позволяли требуемому на землю усопшему уехать съ нойдой. Если больному (о которомъ пр1езжалъ узнать чародей) даровалась жизнь, то это всегда бывало подъ услов1емъ, чтобы онъ принесъ жертву умершимъ, желавшимъ его иметь въ своей среде. Если же умерпие оставались непреклонными, то больному суждено было уме­ реть. Объ участи, ожидавшей больнаго, и объявлялъ нойда, когда возвращался изъ сво­ его путешесшя въ царство мертвыхъ 2). После того, какъ нойда узнавалъ, какими жертвонриношетими можно умилостивить усошпихъ, чтобы больной жилъ, онъ присту- палъ къ его леченйо. Если требовалась я;ертва, больной долягенъ былъ или немедленно принести жертву либо душамъ усопшихъ, либо сейдамъ, либо, если онъ сделать этого не былъ въ состоянм, по крайней мере, обещать принести это жертвоприношете немед­ ленно по выздоровленш. Если болезнь происходила оттого , что въ больнаго вселился какой-нибудь духъ, то шаманъ, узнавъ объ этомъ, лечилъ его следующимъ образомъ: больной давалъ нойде одно кольцо латунное, другое серебряное и долженъ былъ надеть ихъ на правую руку шамана; эти кольца поступали въ собственность последняго, какъ вознаграждеше за его трудъ. Затемъ онъ начиналъ бить въ бубенъ и петь торжествен­ ную песнь, которой вторили присутствовавпйе мужчины, равно и женщины. За трудъ нойде иногда платили и платьемъ (изъ холста) и просто серебромъ 3). Такова въ общихъ чертахъ деятельность нойдовъ, какъ лекарей. Однако, еще более важное значете имели они, когда они своей властью заставляли подчиненныхъ имъ духовъ узнавать, что делается въ той или иной местности или исполнять ихъ какое-либо поручете. Какъ наиболее бьющая на воображете, именно эта сторона деятельности ло­ парскихъ нойдовъ нашла себе и наибольшее число описателей и разсказчиковъ, породила наибольшее количество сказочныхъ фактовъ. Ограничусь описатемъ и этой деятельности древнихъ нойдовъ. лишь въ общихъ чер­ тахъ. Для исполнетя той идругой задачи требовалось, чтобы нойда пришелъ въ экзальтирован•) Erman. Archiv, p. 175. 2 ) Ibid, pp. 175, 176. b) Schefferus. Lapponia, pp. 142, 134.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz