Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
221 но наследству изъ иоиол-Ьню въ поколете. Иногда родители-нойды при жизни своей разделяли принадлежащих!) имъ духовъ между детьми и лучшаго духа давали любимому сыну. Если родители умирали, не усиевъ передать своихъ сайво детямъ, то духи ока зывались свободными, и овладеть ими снова можно было лишь при помощи жертвопри ношений х). Среди современныхъ русскихъ лоиарей представлеше, что колдунамъ и кол- дуньямъ служатъ духи, сохранилось въ полной силе. Какъ естествепно было ожи дать, эти духи вместе съ болыпинствомъ прочихъ сверхъестественныхъ существч,, въ которыхъ веровали древше лопари, обратились въ чертей; эти -то черти и служатъ колдунамъ; ночью чертъ водитъ душу колдуна по разнымъ местамъ; онъ-же откры ваете ему будущее, отвечаетч> па вопросы и т. д. Эти духи у современныхъ рус скихъ лоиарей не имеютъ вида животнаго: опи являются либо въ виде „барышенъ", либо прекрасныхъ юношей, либо, наконецъ, въ своемъ настоящемъ виде—черта „черными> долгохвостыми, рогатыми". И у современныхъ русскихъ лопарей, на Пазреке и на Но- тозере, по крайней мере, существуютъ представлешя, по которымъ, когда умираете нойда, духи, ему служаице, остаются свободными, если только колдунъ не уыгЬлъ ихч, завещать кому-нибудь. Тогда духи направляются то къ одному, то къ другому лопарю, предлагая свои услуги. Таие-то духи, какъ будетъ указано ниже, являлись и къ Егоров не до того времени, когда ей отецъ завещалъ своего духа; те духи, которые являлись къ Егоровне, имели видъ „барышенъ1, т. е. были одеты, какъ одеваются богатыя ко- лянки и имели при себе ключи колдовства. По словамъ о. Константина Щеколдипа, на Пайасъ-озере ходитъ следуюпцй разсказъ, который лопарями выдается опять таки за быль. „На Пайасъ-озере жилъ лопарь съ женой, не очень еще давно. У нихъ было три сына. Отецъ и мать уезжали на озеро промышлять рыбу, а детей оставляли дома однихъ. В ъ отсутств1е родителей ежедневно приходили къ нимъ трое краеивыхъ юношей. Когда родители должпы были возвращаться съ промысла, юноши уходили и говорили мальчи- камъ: „когда вы выростете большими, мы будемъ жить вместе, неразлучно, будемъ то варищами. Вы только отцу и матери не говорите, что мы ходимъ къ вамъ и что вамч, говоримъ". Однако, меньшой сынъ разъ какъ-то проговорился и разсказалъ родителямъ о томъ, что происходите вч, ихч. отсутств1е. Те испугались, чтобы кто-нибудь не укралъ у нихъ детей и поэтому переехали вместе съ тупой на другой берегъ озера. Юноши более не показывались, но вскоре все три сына умерли. Тогда родители догадались, что подъ видомъ трехъ юношей приходили къ ихъ детямъ дьяволы, оставпнеся по смерти ка кого-нибудь нойды, и хотели имъ служить, но такъ какъ родители уехали, то и духи ихъ оставили". Въ этомъ разсказе интересно и то, что духи мстятъ родителямъ смертью детей за то, что они не приняли ихъ на службу къ детямъ. Посмотримъ теперь, что делалъ нойда древнихъ лопарей при содействш своихъ сайво и что приписываютъ современные руссие лопари своимъ нойдамъ. Ноайдде-вуойнгга вообще, и главнымъ образомъ рыба, были необходимы для нойды, когда онъ отправлялся въ страну усопшихъ. А ездить туда ему приходилось либо для *) Ermaii. Arcliiv, XX. p. 174.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz