Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

сведетя были записаны въ разныхъ м 'Ь стно стяхъ Лапландш—я на нихъ не- буду оста­ навливаться. Бубенъ является необходимой принадлежностью древняго нойды; безъ него онъ немыслимъ— и это объясняется Т'Ьмъ, что почти все, что. д'Ьлалъ пойда, онъ Д'Ьлалъ при помощи бубна. Бубномъ нойды пользовались въ сл'Ьдующихъ случаяхъ: 1) чтобы узнать, ка­ кому богу и какое животное принести въ жертву; 2) чтобы узпать исходъ предполагае­ ма™ дела или исходъ болезни; 3) чтобы нанести какой-нибудь вредъ человеку, причи­ нить ему болезнь или смерть; 4) для пзлечешя болезни; 5) когда требовалось узнать, что делается въ другихъ страиахъ, где находится потерянная вещь или животное. Та­ ковы главные случаи, когда нойды прибегали къ бубну. О томъ, какъ узнавать, какому богу и какую жертву следуетъ принести, а также какъ совершали нойды жертвоприношешя— было мною сказано выше и позтому къ этому вопросу я возвращаться не буду. Когда требовалось узнать объ исходе задуманнаго предпр1ят1я, пойда клалъ боль­ шое кольцо съ привешенными къ нему малыми кольцами на бубенъ такъ, чтобы оно приходилось на изображеше солнца. Затемъ онъ начиналъ ударять молоткомъ по бубну: если маленьия кольца двигались по-солонь, то это считалось хорошимъ предзпаменова- шемъ; если наоборотъ, то предзнаменовате считалось дурнымъ. Прежде чемъ идти на охоту, производили тоже гадаше и, смотря по тому, будутъ-ли кольца направлены на востокъ или на западъ, шли по атому направленш, уверенные въ получеши хорошей добычи. В ъ т-Ьхъ м'Ьстностяхъ, где на бубне изображалось и подземное царство, при гаданш для того, чтобы узнать исходъ болезни, смотрели, направятся-ли кольца по на­ правленно страны усоншихъ или нетъ: въ случае, если кольца примутъ указанное на- правлеше, больному суждено было умереть. Естественно, что даже после того, какъ нойды выделились въ особый классъ, этими видами гадашя могъ заниматься всякй лонарь, имевппй бубенъ, и сила и значе- nie нойдовъ, iMiflHie, которое они оказывали на своихъ соотечественниковъ и даже на многихъ иносгранцевъ, посещавганхъ лопарскую землю, заключалось не въ этомъ: нойды имели, по вероватямъ лопарей, еще силу врачевать болезни и узнавать, что делается въ чужихъ краяхъ и наконецъ при помощи своего бубна причинять вредъ, болезнь, даже смерть другимъ людямъ; что касается сиособовъ, какими пользовались нойды для последней цели, то они намъ неизвестны, такъ какъ лопари тщательно скрывали въ этихъ случаяхъ свое искусство отъ постороннихъ глазъ. Вероятно и это, какъ и дру- пя дейеттая, они производили, по вероватямъ лопарей, при помощи подчиненныхъ имъ духовъ. Дело въ томъ, что, какъ сказано было выше, каждый лонарскй нойда им'Ьлъ въ Сайво-аймо (стране усопшихъ) трехъ духовъ, им'Ьющихъ видъ животныхъ; эти духи находились въ постоянномъ распоряжети нойды; эти животныя были: птица (saivo lodde), рыба (saiyo kuelle) и олень (saivo sarvo), эти-то Noaidde-vuoingga—духи чарод'Ьевъ, по­ стоянно следовали за нойдой, когда онъ вызывалъ ихъ пешемъ, показывали ему дорогу, помогали на охоте, доносили чуж5я р'Ьчи и т. н. Рыбы переносили нойду въ страну усопшихъ. Все эти духи продавались, выменивались, могли быть, наконецъ, передаваемы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz