Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
сведетя были записаны въ разныхъ м 'Ь стно стяхъ Лапландш—я на нихъ не- буду оста навливаться. Бубенъ является необходимой принадлежностью древняго нойды; безъ него онъ немыслимъ— и это объясняется Т'Ьмъ, что почти все, что. д'Ьлалъ пойда, онъ Д'Ьлалъ при помощи бубна. Бубномъ нойды пользовались въ сл'Ьдующихъ случаяхъ: 1) чтобы узнать, ка кому богу и какое животное принести въ жертву; 2) чтобы узпать исходъ предполагае ма™ дела или исходъ болезни; 3) чтобы нанести какой-нибудь вредъ человеку, причи нить ему болезнь или смерть; 4) для пзлечешя болезни; 5) когда требовалось узнать, что делается въ другихъ страиахъ, где находится потерянная вещь или животное. Та ковы главные случаи, когда нойды прибегали къ бубну. О томъ, какъ узнавать, какому богу и какую жертву следуетъ принести, а также какъ совершали нойды жертвоприношешя— было мною сказано выше и позтому къ этому вопросу я возвращаться не буду. Когда требовалось узнать объ исходе задуманнаго предпр1ят1я, пойда клалъ боль шое кольцо съ привешенными къ нему малыми кольцами на бубенъ такъ, чтобы оно приходилось на изображеше солнца. Затемъ онъ начиналъ ударять молоткомъ по бубну: если маленьия кольца двигались по-солонь, то это считалось хорошимъ предзпаменова- шемъ; если наоборотъ, то предзнаменовате считалось дурнымъ. Прежде чемъ идти на охоту, производили тоже гадаше и, смотря по тому, будутъ-ли кольца направлены на востокъ или на западъ, шли по атому направленш, уверенные въ получеши хорошей добычи. В ъ т-Ьхъ м'Ьстностяхъ, где на бубне изображалось и подземное царство, при гаданш для того, чтобы узнать исходъ болезни, смотрели, направятся-ли кольца по на правленно страны усоншихъ или нетъ: въ случае, если кольца примутъ указанное на- правлеше, больному суждено было умереть. Естественно, что даже после того, какъ нойды выделились въ особый классъ, этими видами гадашя могъ заниматься всякй лонарь, имевппй бубенъ, и сила и значе- nie нойдовъ, iMiflHie, которое они оказывали на своихъ соотечественниковъ и даже на многихъ иносгранцевъ, посещавганхъ лопарскую землю, заключалось не въ этомъ: нойды имели, по вероватямъ лопарей, еще силу врачевать болезни и узнавать, что делается въ чужихъ краяхъ и наконецъ при помощи своего бубна причинять вредъ, болезнь, даже смерть другимъ людямъ; что касается сиособовъ, какими пользовались нойды для последней цели, то они намъ неизвестны, такъ какъ лопари тщательно скрывали въ этихъ случаяхъ свое искусство отъ постороннихъ глазъ. Вероятно и это, какъ и дру- пя дейеттая, они производили, по вероватямъ лопарей, при помощи подчиненныхъ имъ духовъ. Дело въ томъ, что, какъ сказано было выше, каждый лонарскй нойда им'Ьлъ въ Сайво-аймо (стране усопшихъ) трехъ духовъ, им'Ьющихъ видъ животныхъ; эти духи находились въ постоянномъ распоряжети нойды; эти животныя были: птица (saivo lodde), рыба (saiyo kuelle) и олень (saivo sarvo), эти-то Noaidde-vuoingga—духи чарод'Ьевъ, по стоянно следовали за нойдой, когда онъ вызывалъ ихъ пешемъ, показывали ему дорогу, помогали на охоте, доносили чуж5я р'Ьчи и т. н. Рыбы переносили нойду въ страну усопшихъ. Все эти духи продавались, выменивались, могли быть, наконецъ, передаваемы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz