Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

219 Самый бубенъ, если верить свидетельству 1оанна Торнея, назывался лопарями Kannus или quobdas ’). Та часть бубна, но которой били, была, но словамъ современни- ковъ, раскрашена; на ней были изображены разныя фигуры красной краской, добываемой изъ коры ольхи. На средине бубна проводились две черты поперекъ, па которыхъ изо­ бражались главные боги лопарскаго пантеона, какъ-то: Айеке съ его слугами, Сторыон- каре со своими. Ниже этихъ чертъ проводилась параллельная имъ черта, доходившая лишь до половины лицевой стороны бубна; на ней изображали Христа съ несколькими апостолами. Надъ этими чертами находились изображешя нтицъ, звездъ, луны. Ниже этихъ чертъ, на самой средине бубна, рисовали эмблему солнца. Ниже солнца помещались изображешя различныхъ животныхъ, какъ-то: медведей, оленей, волковъ, лисицъ, змей; далее изображались болота, озера, реки и т. н. Иногда на южной части рисовали Швецно, севернее ея Норвегш: отмечались города и представлялись люди. По средине обеихч, частей рисовали Лапландш, занимавшую не въ примеръ большую, чемъ остальныя страны, площадь. В ъ Лапландш изображались различныя животныя 2). Количество эмблемъ боговъ на бубне зависело отъ могущества нойды; у более могугцественныхъ и количество этихъ эмблемъ было больше. Мы уже выше говорили, что почти каждое божество имело свою эмблему. Эмблемы некоторыхъ боговъ выставлялись на бубне лишь самыми могуществен­ ными нойдами: къ такимъ, нацримеръ, относилась эмблема Мадератча. Отъ изображешя солнца шли четыре рад1уса, значеше которыхъ было указано выше. Гоггюеръ, видевппй въ 1828 году шамансгай бубенъ, описываетъ его въ следу- ющихъ словахъ: онъ имеетъ видъ решета, покрытъ особо приготовленной, лишенной шерсти оленьей шкурой, на которой нарисована масса изображешй: северныхъ оленей, медведей, волковЧ), собакъ, нтицъ, деревьевъ и многихъ другихъ предметовъ3). Какъ видно, за слишкомъ 150 летъ внешшй видъ бубна ни въ чемъ существенномъ не изменился. Бубенъ употребляли следующимъ способомъ. На него клали кольцо, изготовлен­ ное либо изъ металла, либо изъ ольхи; къ этому кольцу обыкновенно привязывалось несколько маленькихъ колецъ. Иногда большое кольцо заменялось костяной фигурой, имев­ шей видъ буквы „дельта". Когда кольцо было положено посредине бубна, начинали уда­ рять въ бубенъ молоткомъ, сопровождая удары песнью. Колотушка бывала обыкновенно деревянной, илиизготовлялась изъ рога оленя. По направленно кольца, которое двигалось отъ ударовъ, узнавали то, что требовалось. Если, напримеръ, нужно было узнать, какое животное следуетъ принести въ жертву, то, смотря по тому, около изображешя какого лшвотнаго кольцо остановится, то и определяли для ясертвоприношешя. Кольцо носило назваше арпа 4). Таковъ въ общихъ чертахъ былъ бубенъ, употребляемый древними нойдами, та- ковъ и способъ его употреблетя. У различныхъ писателей мы встречаемъ множество различй какъ въ описанш самаго бубна, такъ и способовъ его употреблешя, но въ виду того, что все эти различ1я касаются лишь частностей и объясняются темъ, что 1) Schefferus. Lapponia, p. 122. 2) Ibid. pp 124, 126. 8) Hogguer, Reise, p. 96. *) Schefferus. Lapponia, p. 130.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz