Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

218 это не обращалъ никакого вниматя. Но если сайво входилъ такъ, что его вид'Ьлъ и ста­ рый нойда, то молодой тотчасъ-же объявлялся нойдой х). Таковы известные намъ способы поступленш лица въ нойды. Какими-же путями современные руссие лопари могутъ сделаться нойдами-колдунами? По воззр'Ьтямъ современныхъ русскихъ лопарей можно быть колдуномъ или кол­ дуньей отъ природы, можно и научиться колдовству отъ другаго, хотя для того, чтобы быть признаннымъ нойдой, насколько мне известно, и не требуется исполнешя техъ формальностей, описаше которыхъ я только что привелъ. Самый обыкновенный способъ прмбретешя уменья колдовать— это отъ отца, причемъ иногда эта способность нерехо- дитъ и по наследству изъ рода въ родъ: отецъ-нойда, умирая, оставляетъ уменье кол­ довать либо сыну, либо дочери, „благословляетъ колдовствомъ“, какъ выражаются въ подобныхъ случаяхъ лопари. Въ Нотозерскомъ погосте живетъ лопарка, по имени Афимья Егоровна; родомъ она изъ Пазрецкаго погоста; ей приписываютъ уменье колдовать, и по поводу способа, которымъ перешло это искусство на Егоровну (такъ ее называютъ лопари) существуете у лопарей следуюнцй разсказъ, отъ справедливости котораго и сама Егоровна не отрекается: „когда отецъ Егоровны умиралъ, онъ спрашиваетъ ее: „чемътебя, Афимьюшка, благословить?“—Она молчитъ. Что-то упало на улице. Отецъ испугался и замололъ что-то и закашлялъ: когда пришелъ онъ въ себя, она и говоритъ: „ты чего испугался? что-то упало на улице." Онъ и говоритъ: „этимъ-то только я благословляю тебя—больше ничемъ не могу. “ Съ техъ поръ она стала пугаться и немного колдовства знаетъ1. Такого рода передача колдовства отъ отца къ сыну или дочери имеетъ силу сколько угодно поколешй; знаше колдовства, являясь собственностью его обладателя, на ряду съ прочимъ семейнымъ имуществомъ переходитъ на наследниковъ; но въ то время, какъ прочее имущество глава семьи не имеетъ права завещать другому лицу помимо семейныхъ, этотъ даръ колдовства онъ можетъ передать и чужому, хотя, конечно, обык­ новенно передаетъ его одному изъ своихъ наследниковъ. В ъ этомъ обычае передачи своихъ знанш въ колдовстве изъ поколетя въ поколете мы видимч. воспоминате еще о техъ временахъ, когда сынъ научался для поддержанш семейнаго культа колдовству у своего отца, и, такимъ образомъ, это внаше являлось семейнымъ, наследственнымъ. Эту эпоху, какъ видно изъ предшествующаго, писатели X Y II века застали еще у скан­ динавскихъ лопарей, по крайней мере, въ некоторыхъ местностяхъ скандинавскойЛапландш. Нойде приписывалось большое могущество; онъ узнавалъ и будущее и толковалъ волю боговъ; онъ могъ посылать и останавливать дождь, призывать и прогонять насе- комыхъ и т. д. Въ большинстве случаевъ подспорьемъ нойде служилъ его бубенъ. Бу- бенъ былъ неодинаковъ, но несходство одного бубна съ другимъ выражалось лишь въ частностяхъ: въ его форме и отчасти въ рисункахъ на немъ изображавшихся. Обыкно­ венно бубенъ делался изъ дерева: сосны, ели или березы, причемъ требовалось, чтобы выбираемое для бубна дерево „ росло по-солонь“ . •) Erman. Arcliiv. XX. p. 353.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz